Писать без ошибок, правдиво и не добавлять много личного. Такие советы обычно дают всем, кто хочет составить правильное резюме. Специально для читателей «Города Онлайн» эксперты назвали другие, не столь очевидные, параметры.
Резюме — это самопрезентация, описание профессиональных навыков и умений, личных качеств, опыта и конкурентных преимуществ среди других специалистов. Основная задача резюме — произвести приятное впечатление при заочном знакомстве работодателя с соискателем.
Искать работу удобно через «Город Онлайн». На портале удобные фильтры: вакансии можно выбирать по региону, профессиональной области, занятости, графику работы и уровню зарплаты.
Отправляйте резюме только в интересные вам компании
Отправляйте резюме осознанно. С одной стороны, чем больше отправленных резюме, тем больше шансов, что вас пригласят на собеседование. С другой, дело не только в количестве отправленных документов, но и в том, куда вы их отправляете.
Виктория Шиманская, бизнес-эксперт, автор проекта Skillfolio:
«Зачастую кандидаты отправляют резюме в каждую компанию, которая попадётся, — лишь бы найти работу, а не то, что нужно. Именно тогда происходит выгорание, несовпадение, перезагрузка эйчаров на первом этапе отбора. Рекомендую кандидатам на первом этапе определиться с направлением и почему именно в этой компании вы хотите работать. Ещё один момент, о котором мало кто задумывается, в каждой компании есть своя культура и ценности. Это можно посмотреть через сайт организации, блог, соцсети. Если это небольшие компании, то через соцсети руководителей. Если вы видите, что не совпадаете по ценностям, лучше честно отказаться от компании на начальном этапе».
Придерживайтесь единого оформления
Важная часть восприятия резюме — визуальное оформление. Резюме с нечитабельным шрифтом, сломанной структурой и покосившейся фотографией вряд ли привлечёт внимание.
Игорь Левашов, амбассадор конкурса «Цифровой прорыв», проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей»:
«Будьте проще. Если вы не претендуете на роль дизайнера, лучше всего использовать чистый простой макет».
Резюме следует оформлять в едином стиле. Надо использовать комфортно читаемый шрифт и размер букв. Например, Times New Roman, размер — 12.
Не рассылайте шаблонные резюме
Часто соискатели скачивают из интернета шаблоны резюме, меняют там имя и оставляют основную информацию без изменений.
Виктория Шиманская, бизнес-эксперт, автор проекта Skillfolio:
«Если в интернете есть много шаблонов резюме на вакансию, элементарно не надо делать копипаст. Просто поменять имя и оставить всё остальное — так делать не надо. Вы можете посмотреть шаблон, но нужно резюме нужно переделывать под себя с вашими реальными компетенциями, опытом и интересами».
Шаблонные резюме работодатели видят постоянно. Вместо этого они хотят видеть историю конкретно вашей трудовой жизни.
Называйте резюме правильно
Озаглавить письмо просто «Резюме» — 100-процентный способ сделать так, чтобы его никто не открыл.
Соискателю нужно чётко сформулировать должность. «Менеджер по продажам интернет-рекламы» лучше, чем «Менеджер», так как второй вариант подразумевает множество разных специализаций.
Написание лишней информации — тоже ошибка. Не указывайте в названии зарплату («Ежедневные выплаты», «ЗП от 100 000»), желаемый график работы («сменный график», «сутки через трое»). Для этого есть отдельные графы.
«Без указания цели поиска работодатель может вас не найти по ключевым словам или не понять, чего же вы на самом деле хотите. Укажите конкретную цель в шапке резюме. Интересный кандидат в том числе чётко знающий, куда он хочет развиваться», — рассказывают в пресс-службе компании HeadHunter.
Часто компании ищут сотрудников на несколько должностей. Не стоит упоминать в одном резюме все интересующие варианты. Если вы претендуете сразу на несколько должностей, придётся составить для каждой из них отдельное резюме.
Напишите сопроводительное письмо к резюме
Это не расширенная версия резюме, а его дополнение с аргументацией: почему именно вы будете полезны компании.
Виктория Шиманская, бизнес-эксперт, автор проекта Skillfolio:
«Сопроводительные письма до сих пор читают, если это конечно не сделано по шаблону. Напишите честно, какие ценности компании вы разделяете, что в отрасли вас интересует, какой есть опыт в этой сфере, какие есть кейсы».
Обратитесь к рекрутеру по имени, если оно указано в вакансии. Расскажите, почему вам интересна эта вакансия, о своём релевантном опыте. Как ваши опыт и компетенции позволят вам успешно справляться с обязанностями.
Алина Мухаева, консультант Центра карьеры университета «Синергия»:
«Рекрутер в день просматривает свыше 150 резюме. На первое знакомство с резюме у него уходит не больше 10 секунд. Если резюме чем-то цепляет, то от 15 до 30 секунд. Чтобы рекрутер уделил больше 10 секунд именно вашему резюме, опишите свой опыт словами, которые использует работодатель при формировании списка требований к кандидату».
Прикрепите фотографию
Отсутствие изображения в резюме заставляет работодателя усомниться, насколько реален кандидат. Фото сделает резюме персонализированным: его будет легче заметить, а отклик сложнее пропустить или удалить.
Не обязательно, чтобы это был профессиональный кадр в высочайшем разрешении. Но вас должно быть хорошо видно, картинка не должна пикселить.
«Лучше выбирать фото, на котором изображены только вы. Без родителей и животных. Ведь резюме — это документ о вашем профессиональном опыте. Избегайте деталей, которые могут отвлечь внимание от вас. Леопардовый ковёр или странный прохожий на заднем фоне — не лучший выбор для снимка в резюме», — рассказывают в пресс-службе компании HeadHunter.
Фотография должна соответствовать образу компании и должности, на которую вы претендуете. Бухгалтеру в банке или учителю, например, не стоит размещать фото в пляжных шортах. Аналогично и для других профессий, где важно уметь соблюдать деловой дресс-код.
Да: фото с однотонным фоном (белый, серый, тёмный), композиция — лицо и плечи
Нет: селфи, фото в полный рост, на природе, как на документы.
Обратите внимание на свой почтовый ящик — он должен соответствовать профессиональному статусу. Адрес kisulya1991@gmail.com подчеркнёт неделовой подход к работе.
Чётко и по делу, без литературных оборотов
Меньше метафор и больше конкретики. Пишите по делу, даже если (и особенно если) ваша профессия связана с творчеством. Крылатые фразы с просторов интернета вроде «Могу копать, могу не копать, могу заставить копать других» лучше убрать.
«Недостатки: слишком трудолюбив, умён и талантлив»: подобные обороты тоже стоит исключить.
Проявите креатив по-иному: «Делаю монотонную работу больше трёх часов подряд и не устаю / генерирую креативы в понедельник с утра и даже в пятницу после 18:00».
Огромное резюме с лишними подробностями запутает его и снизит ваши шансы получить должность.
Алина Мухаева, консультант Центра карьеры университета «Синергия»:
«Соблюдайте структуру документа и логику изложения. Не используйте сложные речевые обороты. Резюме должно быть кратким и информативным. Главное, не будьте к себе слишком строги и помните: идеальных кандидатов не существует, но бывают „подходящие“ — максимально соответствующие требованиям вакансии и вызывающие симпатию по личным характеристикам».
Прописывайте достижения на предыдущем месте работы
Если вы опытный специалист, то именно опыт — главная часть резюме.
Расставьте акценты. Хорошее резюме — такое, которое доказывает, что вы — идеальный кандидат на позицию. Нужно верно выделить те параметры, которые действительно покажут, что вы — сильный специалист.
Кроме названий компаний, где вы ранее работали, перечислите все профессиональные успехи, опишите результаты работы, сообщите о карьерном росте. Избегайте формулировок: «Обязанности на предыдущем месте работы: согласно предложенному штатному расписанию».
Выделите 4–5 основных достижений и расскажите о них понятным, человеческим языком.
«Если не добавлены ключевые результаты, то такой кандидат выглядит неэффективным или нецелеустремлённым. Работодателю интересно посмотреть на вашу эффективность уже на этапе резюме. Поэтому не забывайте себя хвалить», — рассказывают в HeadHunter.
Нет: «На мне одном держалась вся работа нашего отдела. Постоянно приходилось обучать своих коллег, подсказывать и помогать».
Да: «Организовал 10 бизнес-тренингов для сотрудников нашей компании».
Алина Мухаева, консультант Центра карьеры университета «Синергия»:
«Вспомните, какую пользу вы принесли компании, будучи её сотрудником. За что вас хвалили руководитель, коллеги и клиенты. Что в компании вам удалось улучшить или изменить. Нелишним будет рассказать о том, как вы развиваетесь в своей профессиональной сфере — например, получаете дополнительное образование или проходите курсы повышения квалификации».
Пишите в блоке «Обо мне» только полезную информацию
Блок «О себе» одни соискатели считают не нужным, а другие пишут туда заученные фразы, кочующие из резюме в резюме. «Коммуникабельный, стрессоустойчивый, уверенный пользователь ПК» — такие фразы уже стали информационным шумом.
«Когда работодатель листает до этого раздела, он ожидает увидеть мини-презентацию ваших полезных знаний, навыков и компетенций выбранной карьерной цели, а не просто писание ваших увлечений», — рассказывают в HeadHunter.
В блоке «О себе» руководители и рекрутеры хотят найти ответы на вопросы, которые возникли при прочтении первой части. Они хотят узнать о мотивации, когда кандидат не того уровня или из другой сферы, и не понятно почему он оставил отклик.
Как закончить
В самом конце резюме можно сообщить, когда соискатель готов приступить к работе. Обязательно надо указать дату составления резюме. Датирование подтверждает актуальность этой работы для претендента. Если дата устарела, работодатель может решить, что человек давно и безуспешно ищет работу.
Перед отправкой работодателю лучше перечитать резюме несколько раз, попросить кого-нибудь, кто хорошо владеет русским языком, проверить его.