Найти тему

Притча на тему антиутопии

Раскатать античное тесто, смазать соусом из монархии и республики, добавить вкрапления социализма, нарезать язычества, посыпать магией, покрошить ядерный постапокалипсис, поставить в печь. И получится Гелиополь. Таким видит будущее наш сегодняшний пиццайоло Эрнст Юнгер.

Прежде чем маршировать по сюжетной мостовой, надо прояснить ракурс, с которого будем рассматривать роман: как антиутопию или критику фашистской Германии (в книге разбросаны намеки на еврейские погромы, евгенику, расизм с его измерением формы черепа, полное и беспрекословное подчинение идее служения государству). Уместным примером является диалог учёного и чиновника в самом начале, где последний упрекает первого за отвлеченность и несущественность собранных данных об одном острове, его культуре и традициях, говоря о том, что нужны лишь те знания, способные принести пользу государству, остальное следует оставить за бортом истории.

Отступая в сторону, упомянем вкратце о личности Юнгера. Без понимания его биографии вы пропустите "Гелиополь" через себя словно сито - воду. Немец, прожил более ста лет и застал далеко не лучшие эпизоды истории своей страны. На первых порах горячо поддерживал фашизм, но также быстро остыл и отверг его взгляды. И непременно был бы брошен в котел гестапо за свои произведения, не будь у него поклонника в лице Гитлера. Это обстоятельство позволило Юнгеру оставаться живым вольнодумцем.

Мир после катастрофы, таинственной горячей войны. Детали о ней фантомны, но резонно допустить предположение о ядерной войне (роман издан в 1949 году). Связи между государствами разорваны, люди заново обживают окружающий мир, практически повторяя витки эволюции, повсюду хаос. И лишь Гелиополь здравствует и доминирует, обладая ресурсами расширять собственные границы и исследовать новые территории. Один мазок по обрисованному пейзажу портит все: Гелиополь раздираем изнутри распрями и грызней между военной и политической элитой. Кто-то демонстрирует силу, другие проводят акции устрашения (как раз отсылки к еврейским погромам), а иные возят финансовые, интеллектуальные и творческие сливки общества в экспедиции и круизы, чтобы заручиться их поддержкой. Так или иначе, страдает народ. Вообще, кажется, даже если в мире останется единственный представитель рода человеческого, даже тогда он станет драться с отражением в зеркале или собственной тенью.

А о чем мечтают люди, главный герой Луций, к примеру? При порядочном исполнении роли винтика в механизме бюрократической машины, мыслит он куда приземленней. Домик, рыбалка на лодочке, любимая жена рядом и окружение из полок, забитых книгами - прелести традиционного быта главы семьи. Как можно догадаться, он отвечает в романе за антиутопическую линию, выпавшую шестеренку. Луций разочарован в прогрессе. Сам Юнгер был сторонником консервативной революции, поэтому снабдил этими чертами и персонажа романа.

Среди населения завязываются такие же любопытные диалоги, продолжающие генеральную линию. Речь в них идет о детерминизме и случайности, что выражено в истории об исполнении желания предугадывать любой результат, в которой человек умолял отобрать у него этот дар, так как жизнь стала серой и скучной; о счастье как недостижимом идеале, к которому все равно нужно стремиться. Отмечу наиболее интересную загадку о двух караванах повстречавшихся на узкой тропинке. С одной стороны гора, с другой пропасть. Вопрос: как разрешить ситуацию? Над ответом бились слушатели военной академии. И лишь один смог предложить несиловой вариант.

Искателям прообразов современных технических достижений тоже есть чем поживиться. Определенная прослойка общества использует подобие мобильного телефона для связи, причем от положения в социальной иерархии зависит их функционал и вид. Интересными показались летающие танки и на воздушной подушке. Также в арсенале армии существуют самонаводящиеся снаряды через пеленгацию противника в любое время суток.

Быть может, мое описание вызовет в вашей голове картины боевиков с перестрелками. Спешу разочаровать. Блокбастером пахнет здесь эпизодически. Редкий случай, когда к аннотации стоит прислушаться. "Гелиполь" - философская притча/антиутопия с яркой выраженной первой частью. И тот случай, когда перед чтением стоит ознакомиться с биографической справкой об авторе. Иначе понять произведение будет сложно. Судя по отзывам в сети, мой совет пригодится