Найти тему
ОтЛичная Жизнь

Почему в Петербурге полезно смотреть под ноги, или История одного памятника

Место, о котором я сегодня расскажу, весьма примечательно и находится на пути следования практически всех туристов и, уверена, что многих горожан. Однако большинство из нас проходит мимо, совсем не обращая внимания на то, что находится прямо под ногами.

К этому месту я шла целенаправленно и давно знала о нем. Люди спешили по своим делам, кипела будничная суета Невского, перед светофорами кучно стояли машины, а пешеходы торопливо пересекали Адмиралтейский проспект, туристы без устали фотографировали открывающиеся перспективы, другие же неспешно прогуливались по дорожкам Александровского сада.

Когда подошла ближе и стала фотографировать, то многие с интересом оглядывались и пытались понять, что же я там такого увидела. Кто-то, идущий мимо, замедлял шаг при виде меня, и тоже начинал искать глазами то, что привлекло мое внимание, а увидев, тут же доставал из кармана телефон и тоже начинал фотографировать.

Этот, ускользающий от взглядов памятник, обязан этой своей «невидимостью» огромному количеству красивых исторических зданий и сооружений, которые его окружают – в таком изобилии нетрудно и вовсе потерять голову.

Когда вокруг такая красота, то под ноги совсем не смотришь
Когда вокруг такая красота, то под ноги совсем не смотришь
-2

Речь идет о памятнике первой трамвайной линии города, которая проходила как раз вдоль Адмиралтейского проспекта.

Находится этот необычный памятник справа от входа в Александровский сад в створе Гороховой улицы, и представляет собой встроенный в современный тротуар фрагмент рельсов и старинного мощения, снабженный памятной табличкой.

Вид в сторону Исаакиевского собора
Вид в сторону Исаакиевского собора
Вид в сторону Невского проспекта
Вид в сторону Невского проспекта
Часть памятника - трамвайные пути и мощение
Часть памятника - трамвайные пути и мощение
Памятная табличка
Памятная табличка

Памятник хоть и современный (был открыт в 2005 году), но за ним стоит большая история.

В 1903 году в связи с постоянно возрастающим пассажиропотоком, а также с развитием электрической отрасли, встал вопрос о замене конной тяги на электрическую энергию.

К разработке проекта по запуску электрического трамвайного транспорта привлекался даже известный изобретатель лампочек накаливания – Александр Николаевич Лодыгин.

Но все же авторство, реализованного в 1907 году проекта, принадлежит инженеру Генриху Осиповичу Графтио.

Та первая линия связала центральную часть города с Васильевским островом, а для ее обустройства потребовалось в буквальном смысле перекопать весь город.

Прокладка контактной сети на Васильевском острове
Прокладка контактной сети на Васильевском острове
Укладка рельсов на пересечении Большого проспекта и 8-й линии ВО
Укладка рельсов на пересечении Большого проспекта и 8-й линии ВО

29 (16) сентября 1907 года с Васильевского острова в сторону Адмиралтейства выехал первый трамвай.

Подготовка трамваев к первому пуску
Подготовка трамваев к первому пуску

На всем пути следования толпились люди – это было поистине выдающимся событием для города.

В день открытия на Николаевской набережной (ныне Лейтенанта Шмидта)
В день открытия на Николаевской набережной (ныне Лейтенанта Шмидта)
В день открытия у Александровского сада
В день открытия у Александровского сада

А у того самого места, где в наши дни находится памятник, состоялись самые масштабные мероприятия – традиционный для всех начинаний того времени молебен и освящение, поздравительные и напутственные речи, торжественная церемония открытия и прием первых пассажиров.

Торжественное открытие трамвайного движения 29 (16) сентября 1907 года
Торжественное открытие трамвайного движения 29 (16) сентября 1907 года
"Вот уже позади бульвар, Благовещенская площадь (ныне площадь Труда)… Вагон легко обгоняет экипажи, сразу взбирается на вершину моста, спускаясь с нее, притормаживает и спокойно въезжает на набережную Васильевского острова. Люди в вагоне и на тротуарах не перестают удивляться. Вот и конечный пункт — на углу 8-й линии и Большого проспекта. Первый рейс сделан. Графтио, довольный, покидает вагон"
Цитата из книги "Этот новый старый трамвай", автор Яков Годес
Торжественное открытие трамвайного движения 29 (16) сентября 1907 года
Торжественное открытие трамвайного движения 29 (16) сентября 1907 года
Торжественное открытие трамвайного движения 29 (16) сентября 1907 года
Торжественное открытие трамвайного движения 29 (16) сентября 1907 года

Такая история, друзья! Так что, когда будете у Александровского сада, обратите внимание на этот памятник, вспомните старинные фотографии, которые Вы только что посмотрели, и представьте тот далекий день в прошлом, но только в красках сегодняшней жизни – ведь окружающее пространство не очень-то и изменилось за более чем сотню лет.

-15