23 марта 1860 года в Петербурге начала работу первая в нашей стране резиновая фабрика . Торговый представитель галошной фирмы Фердинанд Краузкопф, несомненно, обладал коммерческой жилкой и предчувствовал, что производство резиновой обуви в России обещает прибыль. Он привлек несколько купцов и организовал мануфактуру. Предприятие оказалось неслыханно прибыльным. В 1900 году пайщикам выплатили по 40% дивидендов! Акции Путиловского завода давали тогда 7–8% дохода, нефтяной компании «Бранобель» — 25%.
Вся продукция маркировалась торговым знаком в форме треугольника, а вскоре и само предприятие получило имя «Треугольник». В советские времена это был уже «Красный треугольник».
Монополист
Фабрика располагалась на набережной Обводного канала. В 1910 году здесь было более 80 корпусов из красного кирпича. Рядом стояли жилые дома для рабочих, школа, детский сад, больница, аптека, клуб, магазины. К 1917 году на фабрике работало около 16 тысяч человек.
«Треугольник» был монополистом в резиновой отрасли России и крупнейшим производителем резиновых изделий в Европе. Здесь делали шины, машинные ремни, трубы для газопроводов, медицинские товары, игрушки, непромокаемую одежду и даже оболочки для аэростатов.
Но главными были галоши.
282 млн пар
В марте 1860 года фабрика открылась, а уже осенью ежедневно выпускали почти по тысяче пар галош. В 1870-м — уже 7 тысяч, в 1890-м — 20 тысяч, а в 1901-м — 45 тысяч пар в день.
За 50 лет работы «Треугольник» сделал 282 миллиона пар непромокаемой обуви. Ходить в ней даже считалось признаком состоятельности — «При галошах, при часах». Носили галоши и в сухую погоду — для красоты. На дамских были полые каблуки, и туда легко помещался каблук туфель.
В деревню «мокроступы» пришли позже. Поначалу их покупали только зажиточные крестьяне в подражание городской моде.
Сухой стандарт
Рецепт создания резины был коммерческой тайной, технологи и инженеры давали подписку о неразглашении. Каждую пару делала одна женщина-галошница, полностью вручную. Куски материала нарезали и прорезинивали, склеивали на колодке, покрывали слоем чистой резины и вулканизировали, клеили подкладку. После механизации в советские времена процесс был разделен на восемь операций.
Существовал стандарт качества по водонепроницаемости. Обувь погружали в ванну с водой, чтобы уровень был на сантиметр ниже края галоши. Через 24 часа внутри галоши должно было быть сухо.
За высокое качество фабрика получала золотые медали, премии, звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» и право маркировать продукцию государственным гербом. В своей рекламе «Треугольник» указывал: «Полное ручательство за доброкачественность».
«Галоши настоящие, красивые, блестящие»
В советские времена на «Красном треугольнике» делали 110 фасонов водонепроницаемой обуви.
В ее рекламе участвовали лучшие творческие силы. Плакаты рисовали известные художники Александр Родченко и Василий Баюскин.
Поэт Владимир Маяковский писал: «“Без галош элегантнее” — это ложь! Вся элегантность от наших галош», «В дождь и сороконожка не двинется с места без галош Резинотреста», «Наши галоши носи век — не протрет ни Эльбрус, ни Казбек», «Безгалошные люди, покупайте галоши, скидок не будет».
Расскажите, носили ли вы галоши?