Найти в Дзене
ИНФОРМЕР

Что россияне чаще покупают в сети?

По итогам 2022 года общий оборот рынка розничной интернет-торговли в России составил 5,7 трлн руб.. Об этом сообщается в исследовании аналитической компании Data Insight.

По сравнению с 2021 годом этот показатель увеличился на 38%. В натуральном выражении рост еще более заметный около 65% до 2,8 млрд заказов. С оценкой Data Insight согласны и в Infoline-аналитике, а вот Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) ранее публиковала цифру в 4,98 трлн руб.

Несмотря на существенный рост, темпы развития этого рынка замедлились. В 2021 г. общий оборот данного сегмента увеличился на 52% в деньгах и на 104% в натуральном выражении по сравнению с предыдущим годом.

Снижение в исследовании Data Insight объясняется уходом с рынка значительной части игроков, особенно премиальных.

Партнер этой компании Федор Вирин отметил, что фактически интернет-продажи росли исключительно за счет перехода потребителей из обычного ритейла в онлайн.

По его словам, игроки этого сегмента много сделали для этого, вкладывая в 20192022 г. огромные средства в инфраструктуру (склады, логистику и проч.). Генеральный директор Infoline-аналитики Михаил Бурмистров уточняет, что именно онлайн-компании, особенно маркетплейсы, стали основными выгодоприобретателями ухода с российского рынка международных поставщиков и ритейлеров, а также снижения трафика в торговых центрах.

В исследовании Data Insight также сказано, что основной рост онлайн-продаж в 2022 г. обеспечили крупные универсальные маркетплейсы. Во второй половине 2022 г. их доля достигла рекордных 73% в общем количестве заказов. Аналогичные данные и у Infoline-аналитики.

По прогнозу Data Insight, в 2023 г. суммарная доля двух лидеров рынка Wildberries и Ozon составит в среднем по году 53% по объему онлайн-продаж и 77% по заказам.

Представитель Wildberries с этим не согласен. Он напоминает, что, согласно Росстату, три игрока этого сегмента (включая проекты Яндекса) по итогам 2022 г. заняли лишь 39,4% рынка онлайн-продаж. В Ozon на запрос не ответили. Представитель Яндекса отметил лишь, что в прошлом году товарооборот сегмента электронной коммерции компании (он включает Маркет, Лавку, Еду и Delivery Club с 8 сентября 2022 г.) вырос почти в 2 раза по сравнению с позапрошлым годом до 308 млрд руб. Заметный прирост показали такие категории, как товары для дома и одежда и обувь, уточнил он. Увеличились продажи товаров на 40% и у Авито.

Среди основных трендов рынка в 20222023 гг. Data Insight видит снижение доли импульсивных и премиальных покупок и заметное снижение среднего чека (сейчас он составляет 2010 руб., что на 16% меньше, чем было в 2021 г.).

В 2023 г. ожидается рост рынка на 3334% до 7,6 трлн руб. На 45% увеличится сегмент продовольственных товаров (до 900 млрд руб.) и на 3132% (до 6,66,65 трлн руб.) непродовольственных. Оценка Data Insight рост рынка до 7,4 трлн руб. Даже с учетом незначительного замедления темпов увеличения российского рынка электронной коммерции они все равно превышают общемировые.

В нашей стране, по мнению экспертов, более высокий потенциал, так как этот канал в России начал развиваться чуть позже, чем в других странах.

Что чаще покупают в сети?

Большая часть всех покупок в интернете (более 75%) по-прежнему приходится на топ-5 товаров, распределение мест в этом рейтинге остается практически неизменным третий год. На первом месте по популярности находится электроника и бытовая техника (22% в общем объеме продаж), далее следуют мебель и товары для дома (18,3%), одежда и обувь (14,5%), продукты питания (13,2%), товары для красоты и здоровья (7,7%).

Заметное увеличение спроса в 2022 году показали следующие категории: ювелирные изделия и часы (рост в 3,3 раза), инструменты и садовая техника (рост в 3 раза), аксессуары (рост на 94%), спорттовары (рост на 90%), зоомагазины (рост на 76%).

Заметным изменением по итогам 2022 года стало появление в топ-10 регионов Воронежа, который вытеснил Татарстан и опередил Самару и Красноярск, тогда как в предыдущие годы он был на 15-м месте. В общем объеме покупок на Москву приходится 19,4% (доля уменьшилась за год на 1%), далее идет Московская область (10,7%), Санкт-Петербург (7%), Краснодарский край (4,7%), Ростовская область (2,6%), Свердловская область (2,6%), Нижегородская область (2,1%), Воронежская область (2%), Самарская область (2%), Красноярский край (1,8%).

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) объединяет крупнейшие маркетплейсы, интернет-магазины и омниканальные компании, формирующие более 70% объема рынка интернет-торговли в России. В АКИТ входят около 80 компаний: Ozon.ru, Wildberries, Ситилинк, М.Видео, Avito.ru, Lamoda, Утконос онлайн, Перекресток впрок, Яндекс.Маркет, Сбермаркет, Детский мир, Связной, DNS и другие.