На протяжении многих лет ученые безуспешно пытались обнаружить точное место гибели 300 спартанцев в Фермопильском ущелье. Согласно сведениям античных летописцев в своем последнем бою греки вышли за оборонительную фокийскую стену и дали сражение персам в отдалении от прежних позиций. Именно там был убит царь Леонид, при этом спартанцы четырежды отбивали его тело у персов. Только заметив подход «Бессмертных» Гидарнеса с тыла, спартанцы организованно отступили обратно в теснины ущелья и вновь обратились против врага. Оставшиеся в живых защитники Фермопильского прохода заняли позицию на холме и продолжали там обороняться, пока персидские лучники не засыпали их градом стрел. Но сразу за началом прохода в ущелье находятся две возвышенности и ученые не могли определиться во мнении, на каком именно из холмов были убиты последние защитники Фермопил. В 1939 году археолог Спиридон Маринатос произвел раскопки в Фермопилах. На холме Колонос высотой в 15 метров и примыкающему к нему склону горы в большом количестве были найдены персидские бронзовые и железные наконечники стрел анатолийского типа. Это изменило теорию о холме, на котором погибли спартанцы, так как до раскопок считалось, что это был другой холм, находящийся ближе к расширяющемуся проходу из ущелья. Холм Колонос господствовал над окружающей местностью, был недоступен для вражеской кавалерии и представлял естественное оборонительное сооружение. Именно поэтому окружаемые со всех сторон спартанцы предпочли отступить именно на данную возвышенность. Как в настоящее время, так и в далеком прошлом холм был покрыт густыми зарослями кустарников и низкорослыми деревьями, что в какой-то степени позволяло грекам укрываться от града падающих персидских стрел. Тем не менее, количество вражеских лучников дало о себе знать, и вскоре последний пораженный стрелой спартанец, упал на землю. После этого Ксеркс осмотрел поле битвы, приказал найти тело спартанского царя Леонида, отрубить ему голову, насадить на кол (копье), а тело – распять (по другим сведениям – прибить к борту своего личного корабля). Примечательно, что после победы в битве при Платеях спартанский царь Павсаний отказался от предложения эгинца Лампона обезглавить тело убитого персидского военачальника Мардония, также как Ксеркс изуродовал тело Леонида, сказав, что глумиться над телом поверженного врага не греческий обычай.
Согласно всем античным хроникам спартанцы были похоронены на холме, который идентифицировал Маринатос в 1939 году. Вот что свидетельствует об этом Геродот: «Павшие эллины – 4000 мертвых тел – все вместе были свалены в одно место». Скорее всего, хоронить их в братской могиле, как и тела павших персов, было поручено сдавшимся в плен 400 фиванцам. Вполне возможно, что 4000 погибших греков составили общие людские потери за три дня сражений в Фермопилах. По свидетельству античных летописцев спустя 40 лет после битвы останки царя Леонида были эксгумированы и доставлены в Спарту для повторного захоронения согласно греческим обрядам. Отдавая дань уважения героизму своего царя, лакедемоняне воздвигли в окрестностях Спарты храм Леонидий, возле которого на протяжении 600 лет с небольшими перерывами устраивали ежегодные праздники в честь погибшего царя. Эти торжества были восстановлены позже во времена правления римского императора Траяна, возможно, потому что тогда Траян воевал с потомками древних персов. Многие современные авторы публикаций ошибочно считают сложенный из известняковых плит храм Леонидия гробницей спартанского царя. В действительности на родине прах Леонида находился в другом месте под статуей льва.
Обычно рядовых спартанцев, погибших на чужбине, хоронили на месте гибели, а на родине отмечали мемориальными досками с лаконичной информацией с именем погибшего. Что же касается царей, то возвращение их при необходимости натертых воском или медом тел для захоронения в Спарте, являлось обычной спартанской практикой. Царь Агесилай умер в Северной Африке в возрасте 84 лет и его набальзамированное тело привезли в Спарту для совершения похорон, что являлось наследственным правом и ритуалом спартанских царей. Все спартанские цари после смерти удостаивались религиозного культа как национальные герои. В случае с Леонидом почитанию придали исключительное значение, и именно по этой причине был выстроен храм Леонидий, единственный древний памятник, находящий в пределах современного города Спарта. Иногда у лакедемонян отсутствовала возможность предать на родине прах спартанского царя, как это было в случаях с погибшими в Южной Италии Архидамом и Клеоменом в Египте. В таких случаях производилась имитация погребения их тел в землю. По причине отсутствия тела Леонида для похорон также было изготовлено поддельное изображение и устроена торжественная церемония похоронного обряда. В самой Спарте были временно прекращены все общественные дела и объявлен десятидневный траур. Известие о смерти и похоронах разносилось всадниками по территории Мессении и Лаконики, чтобы уведомить население, что все периэки и илоты должны были лично присутствовать на похоронах в Спарте.
Перезахоронение останков Леонида в Спарте произошло около 440 года до новой эры и пришлось на период крайне сложных отношений лакедемонян с Афинами. Возможно, что запоздалый похоронный обряд был совершен с единственной целью - примирить внутренние спартанские фракции, обратив их внимание на существовавшую угрозу со стороны могущественного противника в лице афинян. В трудах античных летописцев и современных историков нет объяснения тому, каким образом спартанцы, спустя 40 лет после гибели нашли в Фермопилах кости своего царя среди останков 4000 других греков. Крайне маловероятно, чтобы персидский царь Ксеркс после надругательства над телом Леонида, разрешил отдельно хоронить его в обособленной могиле. Гнев персидского монарха объясним огромными людскими потерями в его армии, включая погибших в Фермопилах двух братьев – Аброкома и Гиперанфа. Возможно, что отдельное погребение Леонида было осуществлено благодаря состраданию бывшего спартанского царя Демарата, правившего в Спарте в период 515-491 годов до новой эры, низложенного в результате клеветы и удалившегося в добровольное изгнание. Демарат нашел пристанище в Персии у царя Дария и десять лет спустя сопровождал Ксеркса в походе на Грецию, причем, персидский царь постоянно спрашивал советы у Демарата по поводу ведения дальнейших боевых действий. О том, какое значительное влияние Демарат оказывал на персидского монарха, говорит тот факт, что Ксеркс запретил своему брату Ахемену оскорблять бывшего спартанского царя: «Так как это – мой друг». Многие античные летописцы указывают на порядочность и проявление чувств сострадания Демарата к своим соплеменникам. Именно он предупредил спартанцев о решении Ксеркса вторгнуться в Грецию и отговорил персидского царя (по Ктезию) вторгнуться в Лакедемон. Поэтому я не исключаю вероятности того, что Демарат попросил разрешения у Ксеркса или тайком приказал предать обезображенное тело Леонида земле, а спустя 40 лет очевидцы Фермопильского сражения в лице пленных фиванцев указали прибывшим в Фермопилы представителям Спарты точное место погребения их царя. Могли это сделать и местные жители, однозначно принимавшие участие в погребении тел 4000 погибших в Фермопилах греков. Не исключено, что ради достижения гражданского согласия, сплочения общества и поднятия боевого духа в Лакедемоне в сложный период времени спартанцы имитировали выемку останков своего царя в Фермопилах, предоставив эфорам подложные кости совершенно другого человека.
Абсолютно во всех современных письменных источниках утверждается, что тела 300 спартанцев и других погибших в Фермопилах греков были погребены на холме Колонос. Но в археологическом отчете Маринатоса за 1939 год отсутствуют свидетельства о выявлении им в ходе раскопок костных останков на упомянутом холме. Античные летописцы свидетельствуют о том, что спартанцы были погребены в том месте, где погибли, а именно – на холме Колонос. Рассмотрим данную версию на предмет ее состоятельности. Сам холм Колонос относительно небольшой по размерам и не мог вместить тела 4000 погибших в Фермопилах греков. Исходя из того, что именно кости Леонида были найдены и переправлены в Спарту, мы можем судить об отсутствии кремации при погребении тел погибших греков. В таком случае, холм мог вместить на своей вершине и склонах не более 1000 тел греков. В 1880 году на месте битвы греков с македонянами при Херонее была обнаружена братская могила 254 гоплитов Священного фиванского отряда, тела которых не подвергались кремации после гибели и лежали в земле в семь рядов. Размеры братской могилы составляли 42 х 18 метров, что сопоставимо с ¼ общей площади холма Колонос. Таким образом, данный холм по причине своего небольшого размера не мог вместить при погребении тела всех 4000 греков. К тому же, поверхность холма каменистая, а основание – скальное. В таком случае выемка грунта при создании братской могилы не просто затруднительна, но и абсолютно невозможна. Спустя 200 лет после Фермопильской битвы в данной местности происходило сражение между греками и галлами. Вот как описывает Павсаний атаку кавалерии галлов на греческую фалангу: «Почва в этих местах имеет скальную поверхность, и копыта кельтских лошадей скользили по ней, что привело к расстройству их рядов. Атака кельтских всадников захлебнулась». Таким образом, погребение тел погибших греков в братской могиле на холме Колонос представляется маловероятным. В некоторых публикациях я встречал высказывание о том, что точное местонахождение могилы 300 спартанцев в Фермопилах, якобы, было известно испокон веков. Но, во-первых, сам холм Колонос был идентифицирован учеными только в 1939 году благодаря раскопкам Маринатоса. Во-вторых, оборонительная фокийская стена в ущелье Фермопил, восстановленная и использованная Леонидом, шла вдоль холма и хорошо сохранилась. На ее западном склоне находилась прямоугольная башня. Она неоднократно раскапывалась, так как ученые ошибочно предполагали, что именно это каменное сооружение и является гробницей спартанцев. Данные безрезультатные поисковые раскопки ученых свидетельствуют об отсутствии правдивой информации о точном месторасположении братской могилы 300 спартанцев.
Встречал я также в нескольких статьях мнение о том, что на местонахождение братской могилы спартанцев безошибочно указывает надгробный камень, который уже 2500 лет лежит на вершине холма Колонос. Плита с эпитафией Симонида Кеосского на поверхности камня гласит: «Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что, их заветы соблюдая, здесь мы костьми полегли». Но опять же, оригинал памятника в виде мраморной колонны с выбитыми на ней именами всех 300 спартанцев не сохранился до наших дней и неизвестно точное место, где она находилась, а сегодня на вершине холма Колонос лежит всего лишь каменная плита, установленная в 1955 году. И если прочитать эпитафию внимательно, то в ней говорится не о месте погребения спартанцев, а месте их гибели. Рядом с колонной находилась поставленная лакедемонянами статуя льва, якобы, обозначавшая место погребения царя Леонида, но сам Геродот свидетельствует о том, что это был только кенотаф, то есть, пустая гробница. Идентифицировать место гибели 300 спартанцев можно было и без производства археологических раскопок по дошедшему до наших дней названию холма – Колонос, которое конкретно указывает на местонахождение в древности на вершине возвышенности мраморного обелиска в виде колонны с именами всех погибших лакедемонян. Установление данного памятника после окончательной победы над персами в сражении при Платеях было принято единодушным решением греческих полисов.
Я предполагаю, что Ксеркс повелел тела всех 4000 погибших эллинов сбросить в море. Точно также как греки поступили десятью годами ранее с трупами 6400 убитых персов в Марафонской битве, которые были брошены афинянами в близлежащее болото. Их останки в виде многочисленного количества костей были найдены археологами в ходе раскопок полувековой давности на Марафонской равнине. Данный приказ Ксеркса мог быть обусловлен тремя причинами: с целью мести за кощунственное отношение греков к телам соплеменников после Марафонской битвы, во избежание вспышки эпидемии в своей армии по причине быстрого разложения 4000 трупов на жаре и в религиозных целях.
Обряд погребения умерших у древних греков считался священной обязанностью, и его не соблюдение считалось грехом, как перед умершими людьми, так и перед богами небесными и подземным миром. В случае не исполнения обряда погребения, душа человека не могла попасть в царство мертвых и не находила покоя, странствовала по земле и беспокоила живых людей. Поэтому у греков не было более страшного наказания, как умереть не похороненным. Поскольку утонувшее тело не считалось погребенным, уходившие в плавание по морю, эллины брали с собой самые ценные вещи, которые были у них. Это делалось для того, чтобы после крушения корабля, всплывшие и прибитые волнами к берегу тела покойных смогли захоронить, а вещи принять как благодарность за совершенное добро. Любой человек, нашедший не погребенное тело, был обязан предать его земле. В 406 году до новой эры афинский флот одержал решительную победу в морском сражении над спартанской эскадрой. Несмотря на победу шесть афинских стратегов при возвращении на родину были обвинены народным собранием исходя из религиозных соображений, и приговорены к смерти. Их вина заключалась в том, что они после битвы не подобрали плававшие в воде трупы сограждан, чтобы предать их тела обязательному погребению на родине. На самом деле, изъятию тел погибших афинян из воды тогда помешала разразившаяся буря. Я полагаю, что точно также поступали с телами убитых персов в Фермопилах и сами спартанцы, заставляя илотов в перерывах двухдневных сражений относить и сбрасывать трупы вражеских воинов с берегового обрыва в море, тем самым освобождая равнину для ведения дальнейших боевых действий. Лежащие повсюду тела убитых персов, несомненно, мешали фаланге греческих гоплитов отражать атаки неприятеля или самим переходить в наступление, не нарушая монолитность боевого построения. Именно наваленные кучами трупы карфагенян на поле битвы при Заме в 202 году до новой эры временно воспрепятствовали римлянам продолжить преследование отходящего противника: «В результате все пространство оказалось загроможденным трупами. Солдаты спотыкались о мертвые тела, знамена заколебались, боевой порядок распался» (Тит Ливий). Допускаю вероятность того, что сбрасывание тел убитых спартанцев в воду являлось ответным актом возмездия со стороны Ксеркса, и было обусловлено тем, что прибывшие в 491 году до новой эры в Спарту послы персидского царя Дария с требование «Земли и воды» также были брошены в колодец.
Холм Колонос находился в непосредственной близости к морскому побережью, и расстояние до Малийского залива составляло не более 250 метров. Именно в этом месте береговая линия наиболее близко подходила к узкой тропе 7-километрового Анапейского прохода в Фермопильском ущелье. В 279 году до новой эры корабли афинского флота настолько близко подходили к берегу и фокийской стене в Фермопилах, что могли оказывать действенную помощь союзной армии греков, сдерживающих натиск галлов. Павсаний пишет, что в решающий момент Калипп ввел в бой афинский флот: «В это время, афиняне, находившиеся на триерах, подвинув корабли ближе к варварам, поражали их с фланга стрелами и метательными снарядами». В ходе последнего боя при Фермопилах при совместной атаке спартанцев, фиванцев и феспийцев на открытой местности многие из отступающих персидских воинов падали в море и утонули (Геродот). Во избежание причинения страданий родственникам погибших, правда о том, что тела убитых эллинов были кощунственно сброшены персами в воды Малийского залива, могла быть сознательно скрыта летописцами и не нашла отражение в письменных источниках.
Узкий Фермопильский проход являлся единственной дорогой из Фессалии в материковую Грецию. Поэтому Ксеркс не мог оставить тела греков не погребенными, что допускалось по отношению к многочисленным трупам неприятеля на широких пространствах. Именно так поступили в 197 году до новой эры римляне с телами противника после битвы при Киноскефалах, оставив на поле сражения не погребенными 8 000 убитых македонян. Лишь спустя пять лет Антиох III велел собрать рассеянные по полю кости македонян и насыпать над ними могильный холм. Во избежание вспышки эпидемии Ксеркс был обязан немедленно решить проблему с разлагающимися на жаре телами погибших греков и очистить единственную дорогу, по которой ему еще предстояло вернуться обратно в Персию. Отравление трупным разложением воздуха может привести к возникновению инфекционного заболевания и вспышке эпидемии. Через четыре часа после смерти человека, начинается процесс разложения органических тканей. Запах разложения насыщен летучими веществами и состоит из повышенной концентрации смертельных для людей бактерий трупного яда в воздухе, которые могут вызвать отравление человека через дыхательные пути. На погребение тел 4000 погибших греков персам была отведена половина дня, а именно – ночное время суток, поскольку после дневного осмотра убитых эллинов военачальниками союзного флота, Ксеркс на следующее утро приказал своей армии двигаться дальше. Такими ускоренными темпами погребение греков могло быть осуществлено только путем сброса их тел в близлежащее море. Хотя, Ксеркс мог отдать распоряжение жителям окрестных поселений захоронить греков и после своего ухода из Фермопильского ущелья.
Необходимо сказать, что свои самые значительные потери в трехдневном противостоянии с персами в Фермопильском ущелье греки понесли не на холме Колонос, а на расстоянии примерно в 600 метров от него в направлении расширяющегося выхода из прохода, за фокийской стеной и на равнине, где неприятелю был дан последний бой. Напомню, что в заключительный день Леонид вывел из теснин ущелья отряд греков на равнину, которая находилась на расстоянии примерно в 400 метрах от оборонительной фокийской стены. Сделано это было с целью, чтобы в битве приняло одновременное участие максимальное количество греков по фронту боевого построения. Поэтому утверждение Геродота, что тела 4000 убитых греков были похоронены на том месте, где погибли, подразумевая холм Колонос, противоречит логике. На данном холме нашла свою смерть только незначительная часть уцелевших защитников ущелья, отошедшая на возвышенность после получения информации о появлении и приближении в тылу отряда «Бессмертных» Гидарнеса. Таким образом, вопрос о местонахождении погребения 300 спартанцев и греческих союзников царя Леонида до сих пор остается открытым. Следует отметить, что в Фермопилах до сих пор не выявлен и персидский могильник, численные потери которых составляли до 20 000 воинов.