Найти в Дзене

Обзор пластинки: Thelonious Monk & Sonny Rollins

Thelonious Monk & Sonny Rollins
Thelonious Monk & Sonny Rollins

Позиция легендарной личности обычно отводится умершему музыканту, игравшему два десятилетия назад. Обычно требуется такой посмертный статус и промежуток времени, чтобы различные истории, связанные с ним, переросли в легенду, но очень живому Телониусу Монку понадобилось всего пять лет, чтобы окружить себя атмосферой таинственности и получить титул "Верховного жреца бибопа" в сороковые годы. Возможно, этот элемент странного гламура помешал многим людям в полной мере насладиться музыкой Монка. Безусловно, он всегда остается низким человеком на тотемном столбе, когда оценивается триумвират отцов-основателей бибопа. Отчасти это объясняется, несомненно, большим сольным мастерством Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи, но вклад Телониуса во времени, аккордовых паттернах и оригинальных линиях, вытекающих из них, был несправедливо преуменьшен. На самом деле они были основой для большей части джаза сороковых и пятидесятых годов.

Thelonious Monk & Sonny Rollins (SIDE 1)
Thelonious Monk & Sonny Rollins (SIDE 1)

Сегодня он выступает как личность, самобытный музыкант, который является наставником многих молодых музыкантов в Нью-Йорке и оказывает влияние на бесчисленное множество других по всему миру. Своими сочинениями и игрой он последовательно доказывает свое право на часто неправильно употребляемое звание творца.

Thelonious Monk & Sonny Rollins (SIDE 1)
Thelonious Monk & Sonny Rollins (SIDE 1)

13 ноября 1953 года была - пятница. На студии WOR Studios велись приготовления к записи, которая должна была вскоре начаться. Джулиус Уоткинс, который был вызванный в последнюю минуту на замену заболевшему Рэю Коупленду, разминался в приглушенных тонах. Перси Хит и Вилли Джонс сделали отдельные входы, и вскоре настенные часы в студии (постоянный визуальный магнит на большинстве звукозаписывающих сессий) четко указали на два часа начала записи, при этом не было видно ни Телониуса Монка, ни Сонни Роллинза. Кто-то полусмеясь сказал: "Пятница, тринадцатое", и после этого последовали долгие перебежки, наблюдение за часами и несколько телефонных звонков. В районе трех часов приехали Монк и Сонни. Их такси протаранило заднюю часть мотоцикла, не причинив никаких телесных повреждений, но значительно отсрочив дела на вторую половину дня и добавив к обычным тревогам, связанным с записью. С тех пор это была битва с красной секундной стрелкой, а тот факт, что Джулиус не видел музыки раньше, стал еще одним препятствием. У любого опытного музыканта не должно быть проблем с чтением, и у Джулиуса их не было, но оставался вопрос вживания в мелодию и смены аккордов, чего никогда не удавалось достичь с быстротой, разве что кому-то из Чарли Паркера.

Thelonious Monk & Sonny Rollins (SIDE 2)
Thelonious Monk & Sonny Rollins (SIDE 2)

FRIDAY THE THIRTEENTH - название было неизбежным. Его настроение, казалось, соответствовало событиям дня. Все отражают грусть, хотя и в разной степени. Сонни, Джулиус и Монк солируют по очереди. Затем все трое вступают в разговор на четыре такта, после чего Монк снова солирует. Барабанщик Вилли Джонс солирует над и под финальной мелодией.

Будучи запоздалым продолжением успешных трио-сессий Телониуса 1952 года, эта сессия также принесла много пользы. Хотя с точки зрения техники, блеска и вспышки Монк не является великим солистом, оригинальность стиля и широта замысла делают его очень интересным и важным. Его игру можно охарактеризовать как ростбиф и мартини, в котором вермут играет очень незначительную роль второго плана; много мяса и очень сухо. Трио часто служит мастерской для комбо Монка, а его линии приукрашиваются Монком для его большой группы.

Thelonious Monk & Sonny Rollins (SIDE 2)
Thelonious Monk & Sonny Rollins (SIDE 2)

WORK и NUTTY - это темы Монка, наводящие на размышления, которые служат энергичной тренировкой для трио. Перси - это башня силы на протяжении всего альбома, он играет соло в обеих композициях. Арт всегда что-то строит во время свинга; его соло - это восхитительное ритмическое совершенство и воображение, а Телониус в прошлом мастер ритмических рисунков и временных последовательностей.

Почти год спустя после сессии "Пятница, тринадцатое" Монк и Сонни Роллинз воссоединились на пластинках. Два самых плодовитых ума в современной музыке взяли два джазовых стандарта и исследовали их. Сонни был тогда ближе к Чарли Паркеру (но не подражатель), и признаки дальнейшего развития по его собственным линиям были четко выражены. Монк, как всегда, сделал что-то чрезвычайно личное из имеющегося материала, независимо от того, был ли он автором или нет.

И THE WAY YOU LOOK TONIGHT, и I WANT TO BE HAPPY - это свингеры, в которых сквозит надежда и оптимизм.

Thelonious Monk & Sonny Rollins
Thelonious Monk & Sonny Rollins

Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!