Есть под Сестрорецком замечательное место, называется оно Дюны.
Это сосновый лес, растущий по прибрежной линии Финского залива, с разбросанными по периметру берега холмиками – дюнами: насыпями из песка. Насыщенный сосной и морем воздух здесь оказывает оздоровляющий эффект на тело и душу. Дышать тут полной грудью – не надышаться. И наслаждаться бескрайними морским горизонтами - одно удовольствие. Бесподобное место.
Познакомился я с этим живописным уголком, ставшим теперь моим местом силы, во время пандемии, когда меня знакомые пригласили поработать в ЖК «Светлый мир внутри» – жилой комплекс, построенный на берегу Финского залива. Во время пандемии комплекс был переполнен людьми. Нужно было занять детей, сидящих на карантине, и сводящих своих родителей с ума. И мне подспорье, на карантине сидел без денег.
В метрах ста от самого комплекса, есть там лесок, с ровной мягкой полянкой – идеальное место для занятий с детьми спортом. Да, и самому представилось возможность побыть в тишине, побродить босиком по сосновым шишкам и мягкой хвое, да поглядеть в бескрайний горизонт залива, где небо и вода сливаются в одно единое полотно. Помечтать и подумать о важном. Лучшего места в нашей округе не найти.
В стороне от того места, где мы занимались с детьми физкультурой, стоит богатая вилла, с прилегающим раза в три больше, чем наш лесок, территорией. По сути – это единый лес, когда-то был. Потом, позарившись на это симпатичный уголок природы, кто-то прихватизировал его. С одной стороны сильные мира сего построили элитный жилой комплекс, а с другой, какой-то чиновник поставил себе дачу, забрав под участок добрый кусок соснового леса, огородив его высоким сплошным забором.
Не возникло бы во мне ни каких противоречий – есть и есть, воспринималась вся эта картина с забором и жилой застройкой, как данность, пока я не съездил, по лету, как-то навестить своего сына в спортивный лагерь, который находился в глухом лесу по Средневыборгскому шоссе: лес, деревянные домики и много-много комаров, из всех достопримечательностей. Лагерь находится в той же стороне, только не на берегу, а в глухом лесу, в километрах от залива так в тридцати.
Тогда во мне поднялся родительский гнев, и я задумался на тему: кому же на Руси жить хорошо? И ответ прозвучал в моей голове: все тем же. Думаю, вот, интересно, для гостиниц и элитного жилья, для дорогих частных дач, – место на заливе, значит, пожалуйста, за деньги – все что угодно. А детский лагерь для простого люда вроде меня - у чёрта на куличках. Обидно как-то. Обидно даже не столько за себя, сколько за державу нашу, за детей, за обычных людей – тружеников, которые всю свою жизнь ходили по этим дюнам, как по своим родным местам – собирали грибы, на лыжах катались, красивой природой наслаждались. Все было доступно простому обывателю, и не было этих вокруг элитных дач заборов, и видео камер по периметру.
А ведь как необходимо для городского человека иметь под боком красивые места. Сел в машину или на электричку и приехал на красоту посмотреть - побродить по берегу, постоять под сосной и насладиться закатом на заливе. Это можно сделать и сейчас, конечно. Есть достаточно мест для прогулок. Но мне стало жалко именно этот лес, это особое место – это уникальные Дюны. Зачем было вырезать эти вековые сосны под строительство гостиниц и элитного жилья? И зачем огораживать лес от людей. Оставьте природу на берегу залива в покое! Это же наше, народное, общее. Природа благотворна. Природа лечит и вдохновляет. Природа воспитывает и организует душу. Об этой воспитательной силе леса, знали люди недавнего прошлого, когда по всему побережью, раньше в советское время, были устроены детские лагеря и детские санатории, и все что застроено и превращено в частную собственность теперь, - все было тогда создано для простых людей, трудящихся, хозяев страны.
А кто теперь хозяин? Для кого все лучшее теперь? Вопрос риторический.
Такая же история с детско-оздоровительным лагерем в Серово, что ближе к Зеленогорску. Мы туда с детдомовцами в 2000-х выезжали, когда я работал в детском доме воспитателем, в начале своей педагогической карьеры. Потом этот лагерь закрыли: приватизировали и отдали под застройку элитного жилья. Все по старой схеме. Не рентабельно детдомовцев вывозить на берег Финского залива, видите ли, оказалось. Так же, как и наши Дюны, Серово было для простых людей когда-то. Но, увы, «не для людей простых рай на земле» - заявляет нам новая философия жизни.
Не справедливо.
И, возмечталось мне, вдруг, забравшемуся на дерево, и посмотревшему на этот прекрасный лес за частным забором, что по справедливости-то было бы правильно убрать все частные постройки и заполнить всю эту прибрежную часть, от Питера вплоть до Зеленогорска, сплошной парковой зоной с велосипедными дорожками и хвойным рощицами, полянками для отдыха. И детскими лагерями. А частный сектор, элитное жилье – туда на Выборгское шоссе. Всех туда: территории там море для частных участков, или в крайнем случае за Зеленогорскую дорогу: стройте там сколько себе угодно. А, берег - оставьте людям. Да, и сами туда гулять приходите, чтобы все лучшее в нашем мире было общее, чтобы все чувствовали единство, чтобы все было в нашей жизни дружно и справедливо. Так было бы правильно. Так было бы по-нашему.
А, еще, разделить бы прибрежную зону на красный, зеленый и желтый цвета, к примеру. Красная зона - можно жарить шашлык, жечь костры и собираться шумными компаниями, с горячительными напитками. Зеленая зона - без шашлыков и распития, без матерных слов, без громкой музыки. Желтая зона – зона тишины и спокойствия, философских размышлений.
Это уж я совсем размечтался. Хочется просто жить в добром и светлом мире. В обществе вежливых и воспитанных людей. В гражданском справедливом обществе хочется жить, где не только некоторым, где хорошо всем, без исключения.
И когда мы отделаемся от этой буржуйской порочной привычки: одним все, а другим - что осталось? Что положено Юпитеру – не положено быку? Фу! Гадость. Не по-нашему.
- Такие, вот, мысли неутешные бродили в моей голове, когда я залез на дерево и оглядел все это богатство на берегу финского залива, с высоты. Говорят – это дача какого-то очень крупного чиновника. Просто оттяпал себе лес – и, как будто, так и надо. Там и не живет-то никто, только рабочие траву стригут целое лето. Жужжат триммерами без конца.
Раздражают.