Как стать фитнес-тренером? Что такое групповые программы? И почему пилатес нельзя проводить с унылым лицом?
Настало время поговорить и о наших тренерах, потому что все они уникальные личности со своей историей взлетов и падений в фитнесе.
Екатерина, фитнес-менеджер групповых программ,
тренерский опыт 18 лет.
– Расскажи, что привело тебя в фитнес-сферу?
– Если издалека начать, то я с детства хотела танцами заниматься. Меня не взяли. Я пришла в танцкласс в 7 лет, нашла партнера даже, а мне сказали, что я уже очень старая для этого. Я хотела быть, как девочки из «Todes», а не сложилось (смеётся).
Потом была художественная гимнастика в начальных классах. Меня мама туда таскала силой. Я помню, что выла: «Я не хочу!». И рыдала… Сейчас «спасибо» художественной гимнастике (смеется), потому что и так «переразогнутые» суставы теперь чересчур «переразогнутые». Нельзя так детей тянуть!
Ходила с папой и братом на тхэквондо, но после сломанной ноги мне разрешили бросить.
– Со спортом не задалось?
– Да, что-то в этом роде (улыбается).
В общем, я оканчивала институт на преподавателя английского языка. На последних курсах я работала в отделе переводчиков и понимала, что я не пойду учителем ни за какие золотые горы. Моя мама тогда была директором и главным врачом в профилактории, который относился к Уралвагонзаводу. При их профилактории в отдельном здании открыли небольшой фитнес-клуб, куда меня мама и позвала администратором.
Фитнес и я на тот момент были двумя разными Вселенными, потому что у меня всегда была справка от физкультуры, выданная либо мамой, либо папой, потому что они оба врачи. Я ненавидела физкультуру. Но стала ходить на тренировки в клубе к ребятам, одним из которых был мой будущий муж.
– Ты на тренировки ходила, чтобы поболтать с будущим мужем?
– О, точно нет… У нас тогда у обоих мысли были схожи, Макс (прим.ред. муж Екатерины – тренер Максим) не даст соврать. Мы думали: «Боже мой! Это вообще не моё и моим не будет!» Он – правильный парень, профессиональный спортсмен, за плечами все ступени тхэквондо и высшее физкультурное. И я – любительница потусить, далеко не «правильная».
Но я ходила к ним на тренировки и просила меня обучить. Всё повторяла: «Блин, вот у меня с детства была мечта… Я хотела танцевать, но моя мечта разбилась…». И ребята мне: «Так давай учись на тренера! Ты слышишь музыку, это – самое главное. Технику мы тебе поставим».
В итоге моя карьера степ-тренера и тренера по фитнесу состоялась благодаря Максу. Он меня научил. Я всем честно говорю: «Я не проходила ни один базовый курс по аэробике. Ни один. Я изучала позже уровень advanced и другие крутые курсы, но базы у меня никакой, кроме той, которую мне дал Макс».
Вот, собственно, как всё это началось. В один день клиенты знали меня как администратора, а потом я стала тренером…
– Так просто появилась тренер Екатерина?
– Не просто, это был большой стресс. Однажды меня клиенты позвали вести тренировку вместо заболевшего тренера и ржали половину занятия, настолько всё было плохо. И всё же меня все поддерживали. И мне это нравилось. Ребята скидывали музыку: «Послушай это, послушай то… Составь план тренировки…» А с 2005 я начала ездить каждый год на конвенции в Москву, а затем и в Европу. Порой их было по 2-3 в год. Там я проходила какие-то обучения, записывала кучу уроков.
Люди подтвердят, что ты в то время на конвенциях стоял как дурак, то на фотик что-то записывал, то на камеру или на плохенький телефон… покупал кучу дисков. Хватал всего столько, сколько мог унести.
Я недавно как раз выкинула целую коробку дисков с обучающими материалами, потому что поняла: «Я не буду больше это смотреть. Всё».
– За все годы работы ты когда-нибудь хотела бросить фитнес и заняться чем-то другим?
– У каждого тренера, я думаю, наступает такой период, когда ты говоришь: «Да в жопу всё! Я устал… Я не вывожу! Я хочу пойти в офис!» Я про офис никогда не говорила, потому что прикипела к такому графику. Да, к группам ты привязан, но персоналки ты можешь подстраивать. Этот график достаточно легко корректировать под любые аспекты своей жизни, в офисе этого не дано.
Мы, тренеры, порой жалуемся друг другу. Но мы же сами это выбрали. Ты можешь не брать себе много тренировок. Можешь пойти на более высокую категорию, отучиться дополнительно, повысить квалификацию, чтобы сберечь чуть больше времени для себя в будущем. Выбор только за тобой.
У меня было лишь: «Я хочу вообще неделю не работать! Вообще никого не видеть и не слышать!» Хотелось иногда просто отключиться от этого, а потом вернуться, потому что мне это реально нравится!
– Отключиться не получается?
– У тебя всегда есть миллион чатов (смеётся). Плюс ко всему, ты ведешь групповые программы. На групповых ты выкладываешься как физически, так и эмоционально. Всё-таки тренер-групповик должен быть эмоционально немножко другим, потому что, например, быть унылым тренером по зумбе – это стрёмно! Это прямо очень стрёмно! Не должно быть такого! Неважно, что там у тебя происходит в жизни, ты должен прийти так, чтобы группа была в восторге от тебя! Никто не говорит, что нужно на пилатесе, как бешеная сороконожка, прыгать между ковриками, но групповик – это групповик.
– Есть ли у тебя любимое направление в фитнесе? И почему именно оно?
– Ой, их несколько!
Я обожаю функционалку (прим. ред. Functional training). Функционалка, которую я выстраиваю связками. Ты делаешь в конце большую связку несколько раз, и она прямо как танец. Нравится, когда есть такой финальный продукт.
Я обожаю пилатес, потому что сейчас я использую пилатес не какой-то определенной компании (прим.ред. Пилатес – это зарегистрированная программа, поэтому фитнес-компании составляют и продают свои интерпретации) . У меня пилатес превратился в некий симбиоз, и мне это нравится больше. Есть элементы из МФР, из двигательной терапии, из слингов в движении. У меня получается что-то такое масштабное, и я кайфую от этого! Я могу людям дать очень много! Помассировать там, подвигать тут, поработать с неврологией – очень люблю вставлять какие-нибудь неврологические штучки.
Ну и… степ – это степ… Мы не зря с единомышленниками в Екатеринбурге создали в свое время первую и единственную масштабную фитнес-конвенцию, которую в этот раз 3-й год мы будем проводить. Степ-аэробика – это прям… какая-то отдельная часть меня. Вот ты пришел на тренировку, и настроение у тебя никакое, просто отвратительнейшее! Сил нет, всё бесит! А потом ты включаешь музыку, начинаешь с простых шагов… и всё. И дальше уже ничего говорить не надо… Степ - это моя любовь!
Еще одна моя любовь – это слинги в движении, потому что там столько сочетаний активностей! Есть статика и динамика, массаж, куча оборудования … Я всегда говорю людям: «Это надо попробовать». По описанию человек никогда не поймет, о чем эта тренировка, но когда он пробует, то я слышу только восторг в конце: «Блин, я не могу это описать, но это круто!»
Из крутого оборудования еще я бы назвала реформер, это кровать. На нем как раз можно хоть функциональное что-то делать, хоть классический пилатес, хоть слинги, хоть растяжку, хоть йогу. Надо тебе бицепс плеча накачать – приходи, мы тебе его накачаем! Надо тебе ягодицы прокачать – тоже без проблем! Я люблю это оборудование. Оно прямо классное! На нем можно вообще столько всего сделать…
– Расскажи о клиенте, который тебе больше всего запомнился?
– Сразу почему-то вспомнился Юра. Юра Рычков, мой клиент с КомсоМОЛЛа. Он, когда пришел в клуб, весил достаточно много – килограмм 130, наверное. Он пошел заниматься в тренажерку, очень хорошо похудел, и только после этого пришел к нам на групповые. Я вела тогда Power Yoga в динамичном формате… и Юра стал ходить на неё. Он все равно был в теле немножко, справненький такой. Мы вставали в позу «плуга». Это когда ты, лёжа, ноги закидываешь за голову. И меня тогда поразило, как он легко раз! и убрал ноги, как нужно, хотя у него тогда было еще значительное пузико. Он мне сказал: «Я понял, Кать… Вы мне объяснили, и я понял, КАК это нужно делать…» Я не знаю, почему мне это запомнилось… Позже он также легко научился вставать в бакасану – это стойка на руках. Народ не может, они обычно говорят: «Во-о-от, у меня слабые руки… У меня задница тяжелая…» А Юра с пузиком берет и встает на руки, потому что я просто объяснила ему, как это нужно сделать.
Это прям человек, который взял от йоги ни асаны, а именно работу со своим телом, умение чувствовать себя снаружи и изнутри. Однажды Юра был у меня на персоналке и, лежа в шавасане, слушал мантры и звуки леса, которые я обычно записываю для тренировки. Занятие закончилось, он встал, чтобы обсудить – мы всегда после общались, он делился впечатлениями – и сообщил: «Катя! Вот ты не поверишь, это было прямо… что-то необычайное! Ты представляешь! Лежу я и чувствую, что я нахожусь где-то в лесу… Ветерок, запахи… И вдруг я ощущаю вкус свежей земляники на губах и во рту!» Я была в шоке.
– Кажется, тебе нравится зажигать людей…
– Я честно скажу, как бы это ни выглядело со стороны, что я супер-пупер специалист, я весьма сомневающийся в себе человек. Постоянно сомневаюсь в своей внешности, в подходах к тренировочному процессу и т.д. Я очень радуюсь, когда вижу на групповых, как людям заходят тренировки. Я никогда не напрашиваюсь на комплименты, я стесняюсь этого… Но я действительно счастлива, когда понимаю, что я кому-то смогла помочь, что кто-то благодаря мне и моим тренировками как-то изменил свою жизнь в лучшую сторону.
– Как ты стала управлять групповыми программами?
– В PHG-КомсоМОЛЛе координатор групповых программ уезжала в другую страну…. И предложили мою кандидатуру. Всё просто (смеется). Я не помню, чтобы ходила и говорила: «Вот сделайте меня координатором!» Для меня это не карьерный рост. Я все-таки тренер до мозга кости, и, может быть, немного преподаватель. Не всегда получается сочетать свои тренировки, фитнес-проекты, обучение других тренеров и заполнение бумаг…
Как в свое время сказал один фитнес-директор мне: «Ты должна быть фитнес-менеджером, а не тренером!» И я, наверное, соглашусь с ним. Не думаю, что это полностью моё. Пусть это будет звучать громко… Я специалист по движению. Мне необходимо двигаться. И двигать людей.
– И всё же при этом ты постоянно обучаешься, проводишь фитнес-конвенции. Почему ты считаешь, что это важно?
– Потому что мир не стоит на месте, потому что замыливается глаз. Я сама как тренер-групповик могу сказать, что ты привыкаешь делать какие-то определенные движения. А когда ты ходишь на какие-то движухи (даже когда ты приходишь к другому тренеру на занятия), у тебя уже в голове контент обновляется. Кто-то придумывает новые форматы тренировок, новое оборудование, исследования… Если ты не будешь знать об этом, не будешь в тренде, с тобой будет неинтересно.
– Какие планы у тебя на фитнес-индустрию?
– Очень хочется, чтобы наш с ребятами фитнес-проект стал еще больше, потому что планы у нас огромные. Хочется уже увеличить площадку. Хотелось бы еще какое-то студийное оборудование для пилатеса, на которое я бы с удовольствием выучилась. Побыть преподавателем, возможно, потом у что у меня, в принципе, небольшой опыт в этом есть.
– Что бы ты хотела изменить в этом году?
– Изменения уже начались! Буквально с понедельника на PHG-Родонитовая я перехожу в категорию «эксперт». Хочется больше развить направление «Слинги в движении». И для себя - хочется вновь начать тренироваться. Сейчас помимо моих групповых, я ничем не занимаюсь. Я очень хочу начать тренироваться в тренажерном зале. Возьмите меня кто-нибудь! Пожа-а-алу йста!
– Мы напишем это капсом…
– ОТКРЫТА ВАКАНСИЯ! НА ПЕРСОНАЛЬНОГО ТРЕНЕРА ДЛЯ МЕНЯ! Хочу в этом году больше заняться своим здоровьем.
– Мы спросили в наших соцсетях, что клиенты хотят узнать о тебе в преддверии интервью. Там одни комплименты! Но мы нашли всё-таки один вопрос: будут ли новые групповые, в частности, больше под вашим руководством?
– (Смеется и робеет от комплиментов). Мне очень хочется на Родонитовой открыть студию по степу. Именно студию, потому что эта тренировка не для всех, а так её можно двигать по времени, формату, подстраивать под клиентов. Очень хочу студийную группу по степу!
Возможно, формат медленной функциональной тренировки отдельно поставить… Медленный функционал (прим.ред. Slow functional) у меня сейчас только в КомсоМОЛЛе. Это был эксперимент для клиентов, но людям зашло. Это тоже функциональный тренинг, он чем-то пересекается с Simetrica и с Body Balance. Ведется босиком или в носках.
Еще просили, чтобы я вернулась в силовую йогу. Возможно, я это сделаю, но сначала нужно отточить навыки. По другим тренировкам пока планов нет.
– Спасибо за ответ! Вот мы и на финише. Наш традиционный блиц-опрос. Продолжи фразу… Фитнес – это….
– Фитнес - это моя вторая жизнь.
– Я люблю себя за…
– Люблю себя за то, какая я есть.
– Все занимающиеся у меня…
– Очень классные, позитивные… и я стараюсь их научить любви к самим себе.
– Мне нравится Powerhouse Gym за…
– За то, что «пауэрхаус» есть в пилатесе, и в пилатасе «пауэрхаусом» называют сильный центр.
Напоминаем, что сеть фитнес-центров Powerhouse Gym находится в Екатеринбурге, и вы можете прийти к нам на пробный визит бесплатно, использовав промокод ФИТНЕС-ДЗЕН. Промокод действует во всех клубах сети, кроме центра на Родонитовой, 29.
По ссылке вы сможете больше узнать об акциях Powerhouse Gym (Екатеринбург): https://lp.powerhousegym.ru/