Вот мы читаем в Сутре сердца: «Форма есть пустота, пустота есть форма». О чём идёт речь?
Когда мы говорим слово пустота, то подразумеваем взаимозависимое возникновение. Будда не говорит, что это вакуум. Вакуум и пустота — совершенно разные вещи. Когда мы говорим о вакууме, это понятие, относящееся к физике, к физическому восприятию мира, а пустота — это понятие философское, они принципиально несоотносимы.
Кстати, некоторые считают, что возможно и другое понимание этого выражения — как происходящее из известного ещё в палийском каноне медитативного опыта «пребывания в пустоте» (suññatā-vihāra). Когда мы говорим о пустоте, ещё раз повторю, мы говорим о взаимозависимости всех вещей. Вот, например, глаз. «В пустоте нет глаза» — сказано здесь. Имеется в виду, что с точки зрения взаимозависимости и глаз, и то, что он видит, находятся в миллиардах бесчисленных связей, и каждое наше выделение глаза из множества этих связей — это выдёргивание его из всей ткани реальности. Это уже не реальность, а то, что мы нашим восприятием или нашим сознанием из этой бесконечно сложной совокупности явлений выдернули. Их нет отдельно как таковых потому, что мы не можем, строго говоря, ничего сказать, например, о том, какого цвета эта чашка. Что такое «белое»? Что такое «с рисунком»? В одном освещении у неё будет один цвет, в другом — другой цвет. Для нас это чашка, а для микробов, в ней живущих, это дом родной. А, например, некоторые птицы, которые видят более широкий спектр цветов, будут видеть её совсем в ином виде. Я уже не говорю про гравитацию, про другие пронизывающие всё и влияющие на всё поля... и так со всем.
То есть, говоря о любой вещи, тем более о воспринимаемой вещи, мы не можем говорить отдельно о воспринимающем сознании, об объекте этого сознания, о чувственном восприятии, о тактильном, зрительном, потому что в реальности они все неразрывно связаны. И только силой нашего абстрагирующего сознания или других воспринимающих аппаратов мы обрубаем эти бесчисленные связи, как бы говоря: «Я буду рассматривать кружку только как сосуд для питья, только в спектре видимого света, только вот с такой силой тяжести, только как находящееся здесь и сейчас и т.д.».
В действительности вещи выдёргивать вот так из реальности нельзя. Когда мы их так выдёргиваем и начинаем рассматривать отдельно от контекста, то абстрагируемся от учёта многих свойств, которые нам в данном случае не важны, превращая таким образом объект в чисто умозрительный, а не реальный, — и нарываемся на кучу логических противоречий.
Сейчас нам важно понять следующее: когда мы говорим «глаза нет», это не значит, что глаза нет. Имеется в виду, что нет самосущего глаза как какого-то явления, обладающего собственной природой, потому что эта собственная природа была бы вечной, неизменной и неконтактной. Поскольку глаз не таков, значит, он существует зависимо, и не существует как независимая сущность. И со всем остальным так же.
— А.А. Терентьев. Из книги "Беседы о пустоте"
1