56 лет назад, 4 мая 1966 года, итальянцы подписали с советскими властями контракт на строительство гигантского промышленного комплекса в Тольятти. Так родилась легенда русских дорог - Лада.
Местом расположения крупного завода был выбран город Тольятти. Всего двумя годами ранее он появился на карте СССР как Ставрополь на Волге. Город был переименован в конце 1966 года сразу после смерти Пальмиро Тольятти. Таким образом советские власти хотели почтить память известного итальянского коммуниста, лидера и соучредителя Итальянской коммунистической партии - Пальмиро Тольятти.
Работы, связанные со строительством огромного завода, длились почти четыре года. Новый завод должен был производить автомобили Fiat 124 по итальянской лицензии. Первый из них - автомобиль с индексом 2101 «Жигули» сошел с конвейера 19 апреля 1970 года.
Он приводился в движение 1,2-литровым бензиновым двигателем мощностью 58 л.с. По сравнению с Fiat 124 автомобиль претерпел ряд модификаций. Чтобы адаптировать конструкцию к суровым местным условиям, были изменены:
- задний мост,
- подвеска,
- коробка передач,
- тормозная система.
В СССР смогли превратить итальянскую лицензию в огромный в прямом смысле слова успех. Последние экземпляры легендарной «Жигули», также называемой «Копейки», выехали из ворот завода в Тольятти в 1988 году.
Более новая конструкция, созданная на базе 2101 - Лада 2105, являющаяся прямым наследником «Жигули», была представлена уже в 1980 году. Спустя два года в предложении советского производителя появилась обогащенная версия - модель 2107.
Автомобиль имел массивную, напоминающую немецкие автомобили, хромированную решетку радиатора и богатое оснащение. В список входили, например:
- часы,
- тахометр,
- дворники фар.
Эту модель часто сравнивали с производимым в Польше Fiat 125p. Для сравнения - при покупке лицензии у итальянцев на производство польского Fiat 125 был выбран экономичный вариант: современный кузов 125 модели и архаичная механика Fiat 1300/1500. С технической точки зрения Lada 2105/2107 была моложе автомобиля как минимум на одно поколение.
Последний экземпляр модели 2107 покинул завод Lada (производственная линия была перенесена в Ижевск в 2011 году) 17 апреля 2012 года. До конца 2012 года также предлагалась Лада 2104, автомобиль универсал.
На смену модели 2107 в ассортимент российского производителя пришла Lada Granta собственной разработки. За 42 года производства заводы в Тольятти и Ижевске выпустили более 20 миллионов этих автомобилей! Модель 2107 даже выпускалась в Египте. Получается, что LADA Classic является третьим по популярности автомобилем в мире - сразу после Toyota Corolla и Volkswagen «Жук», обогнав Ford T! Успех продаж этой модели можно сравнить разве что с другим экспортным хитом из России - автоматом Калашникова АК 47.