Безопасность всегда была приоритетом для Volvo, о чем свидетельствует концепт VESC - казалось бы, обычный седан, способный пережить столкновение со стеной на скорости 80 км/ч. Это стало возможным благодаря инновационным системам, опередившим свое время.
Женевский международный автосалон стал ареной многих эффектных премьер. Citroën GS, Ford Granada, Ferrari Dino GTS - в их тени и дебютировал этот безмолвный герой. Он не отличался внешним видом и престижем. Однако в автомобиле скрывались решения, которые должны были спасти тысячи жизней в ближайшие десятилетия.
Речь идет о концепте VESC, который является еще одним шагом шведского бренда на пути к повышению безопасности дорожного движения. В то время приоритетный подход Volvo к этому вопросу был уже общеизвестным фактом. Большая заслуга принадлежит инженеру марки Нильсу Болину, который в 1958 году показал миру трехточечные ремни безопасности, а затем вместе с Volvo сделал патент доступным для всего мира.
Хотя это было революционное решение, его не восприняли слишком серьезно. Особенно в США. Клиентов гораздо больше заботило количество хрома на кузове и размер V8, установленного под капотом.
Все изменилось в 1965 году, когда омбудсмен по защите прав потребителей Ральф Нейдер опубликовал статью под названием «Небезопасны на любой скорости», посвященный уровню безопасности автомобилей в США. Отчет быстро стал бестселлером научной литературы и вызвал общественную дискуссию, которая в конечном итоге привела к созданию первого набора федеральных стандартов безопасности автомобилей.
Социально-политический климат определенно способствовал созданию решений, направленных на повышение безопасности. Затем появилась Volvo - вся в белом, с пакетом решений, превосходящих конкурентов и заключенных в экспериментальном проекте VESC.
Автомобиль выглядел совершенно нормально. Он проложил путь к грядущей премьере - серийной модели 240, которая должна была дебютировать в 1974 году и использовать некоторые системы, присутствующие на борту концепта.
Не все инновации, присутствующие на борту VESC, были абсолютными новинками или оригинальными идеями Volvo, но именно шведы решили собрать все достижения в единое целое, представив видение безопасности будущего. В автомобиль вошли такие решения, как:
- выступающие бамперы с амортизирующими телескопами,
- омыватели и дворники фар,
- дисковые тормоза с антиблокировочной системой,
- подголовники для пассажиров задних сидений,
- активные передние подголовники,
- 3-точечные ремни безопасности с автоматической системой застегивания спереди,
- автоматическое отключение подачи топлива,
- самовыравнивающаяся подвеска,
- усиления в крыше и дверях,
- передние и задние подушки безопасности,
- активные зоны деформации, поглощающие удары на скорости до 80 км/ч,
- крепления двигателя, предназначенные для предотвращения его попадания в салон в случае аварии,
- звуковое предупреждение при движении задним ходом.
Модель Volvo VESC на световые годы опередила федеральные и международные нормы, уделяя особое внимание решениям по предотвращению несчастных случаев, а не только их последствиям. Ранние ABS, омыватели фар и система предупреждения о движении задним ходом были одними из первых примеров активной безопасности в истории.
С момента основания компании в 1927 году, от патентов на ремни безопасности и концепта VESC, до современного видения автомобилей (ноль жертв), безопасность всегда была приоритетом для шведов. Речь всегда шла не о красоте или производительности, а о защите человеческой жизни. Автомобиль VESC, несомненно, стал одной из вех в развитии этой философии, от которой все сегодня получают пользу.