Найти тему
Автолюкс

Венгерские микроавтомобили, какие они? «Недовольные», «грустные» и странные

     Pente 500
Pente 500

Pente 500 - это работа Яноша Пентелени. Автомобиль был вдохновлен Volkswagen Beetle. Сзади у него небольшой двухцилиндровый двухтактный двигатель объемом 500 куб. см. Автомобиль весил всего 560 кг и имел 15 л.с. В нем могли разместиться 4 человека. Хотя производственные планы были утверждены, и первый из автомобилей был испытан на дорогах в конце 1946 года, весь проект в конечном итоге рухнул два года спустя.

У Pente 500 был младший и сильный брат - Pente 600. Его можно увидеть в Венгерском музее транспорта в Будапеште.

     Pente 600
Pente 600

В 1950-х годах было предпринято несколько попыток создания небольших транспортных средств, таких как Isetta или Messerschmitt Kabinenroller. Это было хорошее время для микроавтомобилей по всей Европе. Появилась потребность в обеспечении общества маленькими и дешевыми автомобилями. Правительство в Будапеште даже оговорило требования к такой машине - она должна быть четырехколесной, максимально упрощенной и в ней должны были поместиться двое взрослых, двое детей плюс немного багажа. Получившиеся микроавтомобили - Alba Regia и Balaton не в полной мере соответствовали этим ориентирам, но, безусловно, были маленькими и дешевыми.

Обе машины имели двигатели объемом 250 куб. см от мотоцикла Pannonia, расположенные сзади. У них был алюминиевый корпус и маленькие аэродинамические колеса. Balaton мог похвастаться сдвижной крышей и вечно «недовольным лицом»:

     Balaton. Сколько же «недовольства» в этом авто!
Balaton. Сколько же «недовольства» в этом авто!

Переключение на задний ход требовало изменения направления работы двигателя и осуществлялось нажатием кнопки. Модели были разработаны, в частности, Эрно Рубиком, отцом изобретателя знаменитого кубика. И Alba Regia, и Balaton не оправдали ожиданий и были списаны.

     Alba Regia. Кажется он «загрустил».
Alba Regia. Кажется он «загрустил».

И на самом деле здесь можно было бы поставить точку, если бы не идеи и спонтанные проекты различных дизайнеров.

     Suranyi
Suranyi

Одним из самых ярких персонажей среди венгерских дизайнеров был Эндре Сураньи. Первый микроавтомобиль был спроектирован и построен в 1946 году и оснащен двигателем объемом 50 куб. см. Автомобиль весил 86 кг и выглядел как большой ботинок (длиной 2,3 м). Вскоре Сураньи также разработал автомобиль с более мощным двигателем Fichtel & Sachs объемом 125 куб. см.

     Uttoro
Uttoro

Построен с нуля инженером Яношем Шадеком из Дебрецена. Проект поддержало Министерство легкой промышленности. У Uttoro был мотоциклетный двигатель (250 куб. см), он заводился с «пинка», а колеса для него были сняты со строительной тачки.

Ездить на нем было не очень комфортно, машина изначально имела жесткую ось без поворотных кулаков. Со временем он обрел рулевой механизм и модернизированный смог разгоняться до 80 км/ч.

     Pajtas
Pajtas

Pajtas. Обзорность как у F16, двери как у Gullwing. Его причудливая форма позволила ему появиться в журнале Popular Mechanics в 1960-х годах. Если бы ему повезло больше, он мог бы попасть в Top Gear вместе с Peel P50 или P45.

     Fesztival
Fesztival

Это художественное творение, отличающееся элегантностью и довольно футуристической формой для 1960-х годов, оснащено 300-кубовым двигателем от Isetta. Самая интересная часть - это кузов, поскольку пластик был труднодоступен, конструктор автомобиля Кальман Сабади частично сделал его из смеси отходов и эпоксидной смолы.

     Hodgep Puli
Hodgep Puli

Выпускался венгерским производителем сельхозтехники Hodgep в 1986-1991 годах. Hodgep Puli представляет собой конгломерат и кластер различных запчастей, в основном от Skoda, Lada и Fiat 126p. Он приводился в движение дизельным двигателем объемом 274 куб. см и мощностью 5 л.с. Однако автомобиль не сделал карьеру в Венгрии или Франции, куда его пытались экспортировать. Даже попытка выпуска электрической версии не изменила отношения к автомобилю.