С падением коммунизма началась новая эра, которая принадлежала западным автомобилям. Россияне часто отказывались от автомобилей собственного производства в пользу моделей из Европы и даже США. Чтобы противостоять этой ситуации, отечественные производители грузовиков начали разработку новых тягачей для 21 века. Одной из таких моделей стал УАМЗ «Буран».
Но сначала немного истории. Компания УАМЗ (аббревиатура от Уральский автомоторный завод) была создана в 1967 году как один из филиалов по производству автомобильных запчастей для марки ЗИЛ. Спустя десять лет на заводе выпускались грузовики ЗИЛ-157КД, а затем ЗИЛ-131. В 1992 году началось производство модели ЗиЛ-431410, которая фактически была близнецом 130-го. В этот же период предприятие было приватизировано, а с 2001 года УАМЗ стал самостоятельным предприятием.
Рост популярности западных грузовиков заставил УАМЗ взяться за разработку опытного образца магистрального тягача. Компания Buran Styling Atelier также была приглашена для совместной работы над дизайном автомобиля. Результатом этого сотрудничества можно было полюбоваться на выставках Комтранс и МИМС, которые прошли в 2001 году в Москве.
Представленный УАМЗ тягач не имел конкретного названия. Он часто называется УАМЗ «Буран», ЗИЛ «Буран» или ЗИЛ 130 NEXT. В любом случае нельзя отрицать, что проект вызвал большой интерес, так как больше походил на модель из США, чем из России. Все благодаря системе с расположением двигателя перед кабиной водителя. Кабина, полностью разработанная Buran Styling, отличалась обтекаемой формой и современным стилем. В ее конструкции использовался металлический каркас с прикрепленными внешними элементами из полиэфирного композита с добавлением стекловолокна. Это положительно сказалось на весе всего автомобиля, кроме того, сам композит обладал хорошими звуко- и теплоизоляционными свойствами. Капот открывался вперед, и при его сборке использовались шарниры и телескопические приводы, взятые из... Lada Niva. Более наблюдательные читатели также могут заметить, что фары также были позаимствованы у «Лады», а именно у модели 110. Двухосное шасси, в свою очередь, было делом рук УАМЗ и во многом базировалось на серийной модели ЗИЛ-541730. Использовалась довольно простая, но устаревшая рессорная подвеска. Сам тягач имел длину 6 895 мм, ширину 2 500 мм и высоту 4 000 мм. Его масса составляла всего 5,9 т, при этом максимально допустимая нагрузка на заднюю ось установлена на уровне 10 т.
Под капотом «Бурана» находился 6,28-литровый турбодизель ЗИЛ-0550.40, построенный по системе V8. Он имел мощность 180 л.с. при 2400 об/мин, при этом максимальный крутящий момент создавался в диапазоне 1400-1800 об/мин и составлял 550 Нм. Нельзя отрицать, что это плохой результат для седельного тягача. УАМЗ, однако, планировал в будущем усилить этот мотор и адаптировать его к нормам Евро 2. На грузовике также использовалась 9-ступенчатая механическая коробка передач, которая передавала мощность только на задние колеса.
Однако самым интересным элементом «Бурана», несомненно, был интерьер. Он был разработан специально для двух человек: водителя и штурмана, что прекрасно подчеркивало дальнобойный характер грузовика. Многие элементы, в том числе дверные замки, электрические стеклоподъемники, дворники, часы, переключатели, регулировка рулевой колонки и педали, были перенесены непосредственно с ЗИЛа-4331. Рулевое колесо, напротив, сделано в Турции и изначально предназначалось для грузовиков КАМАЗ. Несмотря на то, что многие компоненты используются совместно с другими брендами, сам дизайн приборной панели создавался с нуля и специально для «Бурана».
Задняя часть кабины представляла собой жилое пространство и имела ряд удобств. Помимо двух кроватей, был еще раскладной стол на троих, шкаф для одежды, мусорное ведро, газовая плита и даже унитаз и раковина! Воду, собранную в 20-литровом баке, можно было нагреть воздухом от автономного стояночного отопителя. Под потолком, помимо люка, также есть четыре больших отсека для хранения вещей, в которые входил, в том числе, телевизор, а в жаркие дни комфорт обеспечивал японский кондиционер. Передвигаться по салону было вполне комфортно, так как высота жилого помещения составляла целых два метра. У «Бурана» также были шкафчики, к которым можно было получить доступ после выхода из машины. С правой стороны (за дверью пассажира) располагался багажный отсек, а с левой стороны (сзади водителя) - аккумуляторы, водопроводный кран и доступ к пневмосистеме.
Испытательные заезды показали ряд преимуществ «Бурана», хотя были и критические замечания по поводу этой конструкции. В частности, были отмечены продуманное жилое пространство, хороший обзор из кабины и низкий уровень шума и вибрации. С другой стороны, испытателям не понравились плохие характеристики тягача, неудобное расположение рычага переключения передач, не очень эргономичная приборная панель, средние барабанные тормоза и качество некоторых элементов салона, склонных к поломке. Несмотря на эти недостатки, автомобиль УАМЗ воспринимался как крайне перспективный. Некоторое время он участвовал в испытаниях с различными прицепами, но после о нем ничего не было слышно. Дальнейшая судьба прототипа неизвестна.
Наконец, стоит упомянуть, что помимо версии для дальних поездок была построена и версия для бездорожья 6×6. Конструктивно это был просто Зил-131 с кабиной, напоминающей «Буран». Некоторое время машина демонстрировалась на выставках.