.
.
.
Кто лучше как исполнитель Сергей Лемешев, или Иван Козловский? Не смотря на то, что оба певца относятся к величайшим, лирическим тенорам, манера исполнения у них довольно разная, и хотя и не сказать, что разность их манер контрастная, однако , наиболее ощутима разница не в контрастах , а я бы сказал в угле подачи и слушательского восприятия , обнаруживающего разную природу двух исполнителей - при родственной культуре того далекого музыкального времени , к которому оба певца принадлежали, учитывая, что Козловский старше Лемешева всегда на два года. Спросить, кто из них лучше, это все равно, что сравнить натуральный хрусталь и натуральный бархат. Голос Козловского это звенящий хрусталь, а голос Лемешева –благородно приглушенный, мягкий, чувственный бархат. Если же говорить о технике, я бы сказал, техника у Козловского богаче, и сложнее, но Козловский же и манернее, в том числе и за счёт демонстрации своих вокальных возможностей на публике, и на самом деле, куда академичнее Лемешева, хотя его академизм и оттеняет сентиментальность . Козловский , либо сентиментальнее, либо страстней, а Лемешев, больше душевнее и мягче. Козловский намного театральней и академичнее , а Лемешев, народнее, ( не смотря на то, что оба вышли из крестьянского рода) , и чужд театральности и сценической эказальтации. Интересно, что на роль шофера Пети Говоркова , (которая и сделала Лемешева знаменитым) в фильме Музыкальная история приглашали и Ивана Козловского, но он от роли оказался, сочтя ее сомнительной для себя. Лучшая роль Ивана Козловского - роль юродивого из Бориса Годунова, из оперы Мусоргского, при этом, нужно отметить, что и сам Иван Козловский был в жизни несколько похожим на своего героя, в его поведении и манерах многие люди находили что то юродивое, не смотря на его надменность , и капризность . Он и был в чем то любимым "юродивым" Сталина, который его вызывал на каждую кремлевскую пирушку, иногда среди ночи. Лучший же образ Сергея Лемешева, это конечно же образ Ленского из Евгения Онегина Чайковского. Кстати , Ленского исполнял и Козловский. Если попытаться сравнить оба исполнения, Ленский Козловского получился скорее очень пронзительным, и страстным, но вот проникновенным, вряд ли. Образ же Ленского в версии Лемешева получился именно по настоящему проникновенным, это учитывая, что Ленский, которого так не жаловали грамзаписями, как Козловского, записал своего Ленского уже в 53 года, когда, после болезни лёгких, он, как считается, несколько потерял былое богатство силу и очарование своего тембра…Лемешев и по жизни был немного Ленским , вздыхающем о юности и потере голоса («куда куда вы укатились весны моей златые дни») в поздние годы . Иван Козловский же сохранил прекрасную форму даже в глубокой старости.
Сравнивая два тенора, невозможно не коснуться и знаменитого противостояния "козловитянок" и "лемешисток", как называли поклонниц двух разных певцов, дело порой доходило до драк и столкновений. Поклонницы Лемешева и Козловского ничем не уступали киноманкам и алисаманкам середины, или конца восьмидесятых, если не вели себя ещё более агрессивно. Оканчивались эти столкновения "стенка на стенку" приездом нескольких машин милиции. Странно, но козловитянки считались более умными и лемешоманки считались более красивыми женщинами. Так ли это было на самом деле, судить трудно. Все таки классическая культура, как ни парадоксально это прозвучит, эмоционально богаче и духовно огненней любой рок культуры., не смотря на отсутствие злободневности свойственной рок культуре , и ставку на нечто вечное.
Впрочем, это уже несколько иная тема для разговора.
СРАВНИВАЯ ГОЛОСА И МАНЕРЫ ИВАНА КОЗЛОВСКОГО И СЕРГЕЯ ЛЕМЕШЕВА
23 марта 202323 мар 2023
580
3 мин