С психологической точки зрения установка - это готовность к действию. Такая готовность возникает на основе потребности человека, то есть нужды, и подходящих условий для ее удовлетворения, то есть нужной ситуации. Например, человек захотел пить, проходит мимо ларька, видит воду, подходит к ларьку и покупает ее. Раньше человек часто проходил мимо этого ларька, но никогда не подходил к нему. Получается, что когда встречаются желание и возможность его исполнить, включается механизм, который направляет нас к реализации этих возможностей.
А если у человека нет денег, то хоть ноги и приведут жаждущего попить человека к ларьку, где продают воду, удовлетворить свою потребность он все равно не сможет. Тогда окажется, что нужна другая программа действий, связанная с новыми условиями. Формируется новая установка. Тут человек видит кошелек на земле. Что он делает? Кто-то подберет и тут же начнет кричать: «Кто потерял кошелек?». А кто-то быстро засунет находку в карман. А кто-то без раздумий воспользуется находкой и купит себе воды.
В таких условиях, когда нет времени на обдумывание, когда нужно действовать быстро, как говорится, по ситуации, и проявляется установка. Чуть позже в спокойной обстановке человек удивится своему поступку, и , возможно, спросит себя о том, почему он так поступил. Он также может сожалеть о содеянном или, наоборот, похвалить себя.
Основным признаком установки является ее несознательный характер проявления в поведении. Еще его называют импульсивным поведением. Такое представление об установке формировалось не сразу, а в течение нескольких лет. Изучалась она группой ученых под руководством советского психолога Д.Н. Узнадзе. Они разработали целое учение об установке. И никто в истории психологии не сделал больше в исследовании этого вопроса, чем эта школа.
Сама идея о существовании такого явления как установка была вызвана в ответ на господствующие в психологии зарубежные психологические теории. В них психика человека представлялась чем-то вроде заколдованного круга, где все психические процессы, такие как мышление, восприятие, память были результатом отношений представлений, которые в свою очередь мистическим образом появлялись в головах людей.
Другим таким же заколдованным кругом являлись физиологические реакции человека, которые он проявлял, когда сталкивался с окружающим физическим миром. Оба эти круга никак друг с другом не пересекались, а вращались сами по себе. Это явление в истории психологии называют параллелизмом.
Д.Н. Узнадзе поставил цель доказать, что в человеке все взаимосвязано, что психические процессы связаны с внешней средой через активность человека. Что физические процессы, хоть и не осознаются, но оказывают влияние на его психику. Ученый задался поиском этого промежуточного звена, связывающего физическое и психическое в человеке. Д.Н. Узнадзе сформулировал гипотезу о существовании некого явления, которое назвал установкой.
На тот момент было проведено достаточное количество исследований зарубежных психологов, в которых необычным образом проявлялись особенности восприятия. Их называют ошибками или иллюзиями восприятия. Так, например, после предъявления нескольких красных квадратов, а затем синего треугольника, люди вместо синего треугольника видели синий квадрат.
Д.Н. Узнадзе предположил, что эти ошибки не случайны, ведь человек взаимодействует с окружающим миром в первую очередь через восприятие. Он предположил, что эти иллюзии являются проявлением той самой установки.
Для проверки своей гипотезы Д.Н. Узнадзе с командой ученых провел серию опытов по изучению природы иллюзий восприятия.
Основные опыты, которые явились отправной точкой для дальнейшего развития концепции Д. Н. Узнадзе, проходили следующим образом. Испытуемому давали в руки два шара разного объема и просили оценить, в какой руке шар больше. Больший шар давался в левую руку, меньший – в правую. Испытуемый правильно оценивал объемы шаров, и проба повторялась. Снова в левую руку давали больший шар, а в правую – меньший, и испытуемый снова правильно оценивал объемы. Снова повторялась проба, и так раз пятнадцать подряд.
Наконец, в очередной шестнадцатой пробе неожиданно для испытуемого давались два одинаковых шара с той же самой инструкцией: «Сравнить их объемы». И вот оказалось, что испытуемый в этой последней, контрольной пробе оценивал шары ошибочно. Он воспринимал их снова как разные по объему. Зафиксировавшаяся установка на то, что в левую руку будет дан больший шар, определяла процесс восприятия. Испытуемые, как правило, говорили, что в левой руке шар меньше. Правда, иногда ответы были такие же, как и в установочных пробах, т. е. что в левой руке шар больше. Но в любом случае шары не оценивались как одинаковые. Ошибки первого типа были названы контрастными иллюзиями установки, ошибки второго типа – ассимилятивными иллюзиями установки.
Д. Н. Узнадзе и его сотрудники подробно изучили условия возникновения иллюзий не только по объему, но и по весу, степени давления, цвету, размеру. Установка был выявлена во всех случаях. На основе полученных результатов были сделаны следующие первоначальные выводы.
Установка формировалась независимо от внешних признаков (вес, цвет, объем, размер). Это говорит о том, что установка формируется не на признаки предметов, а на количественные отношения (больше, меньше).
Установка формировалась независимо от стороны тела. Так, если установочные опыты проводить только в левой руке, иллюзия давала как левая, так и правая рука. Это говорит о том, что установка формируется не в руках, а в центральной нервной системе.
Контрастные иллюзии возникали при большой разнице в отношениях (больше, тяжелее). При небольшой разнице в отношениях (например, около одного сантиметра при сравнении диаметров окружностей) возникают не контрастные, а ассимилятивные иллюзии.
Установка носит исключительно бессознательный характер. Это означает, что человек не может ее специально вызвать, своими ожиданиями или намерениями.
Чтобы доказать бессознательный характер установки опыты проводились под гипнозом. Испытуемого усыпляли и в состоянии гипноза проводили предварительные установочные пробы. Затем испытуемый пробуждался, но перед тем ему внушалось, что он ничего не будет помнить. Вслед за пробуждением ему давалась всего одна, контрольная проба. И вот оказалось, что в ней испытуемый дает иллюзию, хотя он не знает, что до того ему много раз предъявлялись шары разного размера. Установка у него образовалась и теперь проявилась типичным для нее образом.
Эксперименты с иллюзиями восприятия не давали представления о том, как действует установка на поведение человека. Благодаря им исследователи только прикоснулись к психологическому содержанию этого явления. А так как установка не поддается сознанию, то и изучить ее непросто. В продолжение изучения природы установки психологи из школы Д.Н. Узнадзе разработали методику по формированию установки и даже определили особенности ее образования у людей в норме и патологии. С данной методикой мы познакомимся в следующих статьях.
Понятно, что изучение такого сложного психологического явления, как установка, которое способно оказывать влияние на поступки человека, не могло ограничиться опытами с ошибками восприятия. На новом этапе исследования установка рассматривалась в системе деятельности человека, где раскрылась с новой стороны и утратила первоначальное значение промежуточного звена между психическим и физическим. Здесь она обогатилась новым содержанием, и появились личностная, целевая, операциональная установки. Изучение установки в деятельности расширило возможности объяснения причин поступков человека. Об этом также поговорим в других статьях.
Возможно, вам будет интересна статья «Понятие бессознательного в отечественной психологии».
Все статьи блога посвящены отечественной психологии, ее научным достижениям и возможности применения их в реальной жизни.