У истоков коми литературы стояло много выдающихся людей, каждый из которых сделал свой уникальный вклад. Каллистрат Жаков познакомил мир с зырянским эпосом. Благодаря Виктору Савину коми язык зазвучал с театральной сцены. А Василий Юхнин стал первым, кто написал на нем роман. Без любого из этих авторов коми литература была бы не такой, какой мы ее знаем. Но, пожалуй, есть только один человек, без которого ее нельзя представить вовсе. Это Иван Алексеевич Куратов. Этого прославленного сына сысольской земли по праву зовут отцом коми литературы.
Иван Куратов появился на свет 18 июля 1839 года в селе Кибра. Он стал девятым ребенком в семье местного дьякона, что и предопределило его ближайшее будущее: едва мальчик подрос, его начали готовить в церковнослужители. Первое время Ӧльӧш Вань, как звали Куратова на родине, обучался дома. Но как только ему исполнилось 10, его отправили продолжать образование в «большой мир» – в город.
В духовном училище Яренска Куратов постигал науки с 1850-го по 1854-й. К этому же периоду относятся и первые стихи поэта. Что интересно, записывал их Ӧльӧш Вань поначалу буквами анбур – алфавита, созданного в XIV веке крестителем зырян Стефаном Пермским. Мальчик был уверен, что использование «тайнописи» поможет ему избежать наказания в случае, если его застанут за творчеством.
Окончив училище, Куратов поступил в духовную семинарию в Вологде. Там поэт достиг творческой зрелости, начав писать по-настоящему серьезные произведения. Одна из самых ярких работ «семинарского» периода – стихотворение «Жизнь человека», которое Куратов сочинил в 1857-м. В нем автор красноречиво признается в любви к Коми краю, определяя своей миссией «дать счастье родному народу».
После окончания семинарии в 1860-м Куратов отправился в Москву, где его должны были принять в Духовную академию. И там снова проявила себя бунтарская натура поэта: окончательно осознав свое нежелание идти по стопам отца, он решил поступить в другое учебное заведение. Из-за безденежья любые попытки сделать это были обречены на провал, и тем не менее, до последнего не терявший надежды Куратов задержался в столице надолго. Признал свое поражение он только через полгода.
Вернувшись в родной край, Куратов осел в городе Усть-Сысольске, ныне Сыктывкар, и устроился работать учителем. Этот период ознаменовался началом научных изысканий поэта. Он приступил к написанию объемного труда по коми грамматике, параллельно систематизируя накопленные знания в области языков и диалектов других финно-угорских народов. О том, насколько серьезной была исследовательская работа Куратова, говорит уже тот факт, что первый же его научный очерк был опубликован в газете «Вологодские губернские ведомости». «По оригинальности содержания зырянский язык есть один из замечательнейших языков Европы», – писал в нем автор.
Не переставал Куратов в годы жизни в Усть-Сысольске и сочинять. Более того, к темам, характерным для его стихов «семинарского» периода, добавились новые. Скучая в провинции, он стал позволять себе в произведениях резкие выпады в адрес представителей элиты города. В конце концов это вышло поэту боком. Поссорившись с влиятельными людьми, в 1865-м он был вынужден навсегда покинуть Коми край.
Первую остановку на своем долгом пути в ссылку Куратов совершил в Казани. Там изгнаннику предстояло выучиться на полкового аудитора. На это ему потребовался год. Сразу после окончания обучения Куратов был направлен на службу в Семипалатинск, ныне Семей – город на территории современного Казахстана. Там его причислили к 7-му Сибирскому линейному батальону – тому самому, где с 1854-го по 1859-й отбывал солдатчину Федор Достоевский. В Семипалатинске Куратов также провел около года. Только в 1867-м поэта направили в город Верный, ныне Алматы, где его ждала должность аудитора 10-го Туркестанского линейного батальона.
Здесь между Куратовым и Достоевским возникает еще одна биографическая параллель. Обосновавшись на чужбине, коми поэт тоже завел роман с замужней женщиной. Ее звали Надежда, и она была женой верненского казака Ивана Чукреева, в доме которого поселился Куратов. Как и в случае с Достоевским, любовный треугольник довольно скоро разрешился сам собой благодаря кончине «третьего лишнего». Однако в отличие от коллеги по цеху, Куратов после смерти соперника отношения с дамой сердца не узаконил. Не смогло подтолкнуть его к этому даже рождение общего ребенка – возможно, потому, что мальчик умер в младенчестве.
В Туркестане Куратов работал на износ. Еще будучи военным следователем, он уже должен был вести по несколько дел в месяц. А когда после трех лет службы аудитором поэт получил довольно престижную должность чиновника по особым поручениям, работы у него только прибавилось. Но несмотря на это, Куратов продолжал находить время и на творчество, и на исследования. Он много сочинял, активно переводил на коми язык произведения русских и зарубежных классиков – Крылова и Пушкина, Гете и Шиллера, – а также совершал научные поездки в китайскую Кульджу.
Незадолго до смерти Куратов вел очень сложное дело барона Гревеница. Поэт инициировал расследование в отношении судьи, узнав, что тот взял под стражу добропорядочных людей, предъявив им ложное обвинение в разбойном нападении, а настоящих преступников, наоборот, отпустил. Гревениц подключил все свои связи, чтобы уйти от ответственности. Добиться осуждения нечистого на руку барона стоило Куратову огромных усилий. Как итог, после окончания следствия по делу у него обострился туберкулез, подхваченный во время одной из поездок. В августе 1875-го поэт перестал выходить из дома. А 17 ноября того же года он умер.
При жизни Куратов не сумел опубликовать ни одного своего стихотворения. Большая часть его сочинений дошла до нас лишь благодаря его друзьям из Верного, которые после смерти поэта отправили все его рукописи его родственникам в Коми. В свете этих фактов в его строках «Менам муза абу вуза» – «Моя муза не продается» – сложно не усмотреть горькую иронию. Что ж, посмертная слава – удел многих творцов.
Впрочем, в случае с Куратовым признание даже в такой форме заставило ждать себя долго. Впервые его наследие получило профессиональную оценку только в 1901 году, когда его открыл в ходе своей поездки по Коми краю известный финский лингвист и этнограф Юрье Вихманн (1868-1932). Впоследствии ученый познакомил с творчеством зырянского поэта финно-угорский мир, но тот отреагировал весьма сдержанно.
Что же касается настоящей славы, то она пришла к Куратову уже при советской власти, на первые десятилетия которой пришелся небывалый рост национального самосознания многих малых народов России. Сначала, в 1932-м, когда было издано собрание сочинений поэта на коми языке, его творчество стало широко известно на его родной земле. А в 1939-м, когда были впервые опубликованы переводы стихов Куратова, он обрел уже всесоюзную славу. И со временем она только умножалась.
Сегодня Куратов – целая вселенная, объединяющая все, что так или иначе связано с именем отца коми литературы. Это и события, и места, и проекты, и многое другое.
Одной из неотъемлемых составляющих вселенной Куратова являются «Куратовские чтения». Впервые их провели на родине поэта в 1965-м. С тех пор эти встречи, на которые собираются ценители коми литературы со всей России, проходят ежегодно.
С 1978-го на родине Куратова проводится также праздник поэзии и народного творчества «Менам муза», или «Моя муза». Изначально событие проходило в рамках «Куратовских чтений», но со временем оно стало самостоятельным культурным явлением. Традиционно программа праздника включает выступления творческих коллективов, конкурс чтецов, мастер-классы, игры и квесты и многое другое.
Возможность познакомиться с историей изучения наследия Куратова появилась у широких народных масс в 1969-м, когда в Сыктывкаре открылся литературный музей имени поэта. Первые 40 лет своего существования он располагался в здании, построенном на месте снесенного учительского дома, а в 2009-м учреждение переехало в особняк, некогда принадлежавший усть-сысольским купцам Сухановым.
Разумеется, на одной площадке наследие фигуры такого масштаба, как Куратов, не уместить. Уже в 1985-м еще один музей, посвященный поэту, открылся в его родном селе. Изначально «Кöч Закар керка», или «Дом печника Захара», представлял собой скромную сельскую избу, но в 2009-м в результате реконструкции он разросся до целого комплекса, включающего усадьбу с подворьем, баню и амбар. Расширилась и экспозиция музея. Но ее основой по-прежнему является «литературная гостиная», где собрались герои стихотворения Куратова «У Захара». Оно повествует о том, как печник устроил у себя дома званый ужин и пригласил на него 14 своих соседей – очень разных по характеру людей. Музей интересен также тем, что в нем можно не только знакомиться с экспозициями, но и участвовать в традиционных коми обрядах.
Отдельно стоит сказать о вкладе в популяризацию творчества Куратова поэта Альберта Егоровича Ванеева (1933-2001). В 1990 году он представил концепцию «Куратовской энциклопедии» – проекта, имеющего своей целью собрать в одном месте все известные сведения о жизни и деятельности отца коми литературы, подвести итоги первых 100 лет изучения его наследия и определить его место в национальной, отечественной и мировой культуре. К сожалению, до своей смерти Ванеев так и не успел приступить к реализации своего масштабного замысла. Его концепция все еще ждет своего часа.
Также Ванеев написал либретто для оперы «Куратов». В отличие от энциклопедии, она увидела свет. Правда, тоже не при жизни автора: премьера состоялась в 2009-м.
Наконец, память о Куратове хранят места, где он жил. С 1940 года зовется в честь поэта его родное село. Улицы Куратова есть в Визинге – райцентре Сысольского района, – в большинстве городов Коми и даже в Алматы. Памятники ему стоят перед зданиями Театра оперы и балета и Гуманитарно-педагогического колледжа в Сыктывкаре, а также в центре Куратово и на месте родительского дома поэта.
Подробнее о путешествиях по Республике Коми на нашем турпортале: https://tourism.rkomi.ru/Мы в ВК: https://vk.com/turinfokomiи в ТГ: https://t.me/visit_komi