Найти в Дзене

КОГДА ЗАРАБОТАЮТ СЛОВОМЕЛЬНИЦЫ...

На защите научной фантастики. Изображение взято из открытых источников
На защите научной фантастики. Изображение взято из открытых источников

Разговоры о кризисе научно-фантастической литературы идут столько, сколько я себя помню. Критики всегда упрекали фантастов в недостаточности свежих идей, шаблонности фабулы и картонности персонажей. Сейчас мне их даже жалко, критиков фантастики времен моего детства. Посмотрели бы они, что творится с любимым видом изящной словесности сейчас. Однако не станем им уподобляться. Попробуем посмотреть, каковы истоки нынешней фазы перманентного кризиса НФ? Сразу оговорюсь, что в данном случае под научной фантастикой я понимаю ту разновидность многообразной фантастической литературы, сюжетообразующие конструкты которой основаны на неких рационалистических предпосылках, вроде: материя базис, а сознание надстройка.

Раз, два и в дамки... Изображение взято из открытых источников
Раз, два и в дамки... Изображение взято из открытых источников

Многие исследователи НФ возводят ее корни к творчеству таких гигантов, как Мэри Шелли, Жюль Верн и Герберт Уэллс. Углубляясь в историю, можно вспомнить Вольтера с его "Микромегасом", фантастическое творчество Сирано де Бержерака и Даниэля Дефо. А если - еще глубже, то и Лукиана из Самоса, творившего сатирико-фантастические сочинения в II веке нашей эры. Найдутся исторические корни и у отечественной фантастики: Василий Левшин, Фаддей Булгарин и Владимир Одоевский. Все это верно, но, при всем уважении, отцы-основатели создавали штучный товар, тогда как НФ - это прежде всего продукт массового производства. Истинные ее корни растут оттуда же, откуда и корни других разновидностей развлекательного чтива - из развития технологии печати и повальной грамотности населения. А в случае с научной фантастикой добавим еще и - широкое внедрение науки и техники в повседневный быт.

Гермошлемы нынче в моде. Изображение взято из открытых источников
Гермошлемы нынче в моде. Изображение взято из открытых источников

Иными словами, то самое пресловутое "восстание масс", которым, и не безосновательно, пугал человечество философ Ортега-и-Гассет, как это ни странно, и дало нам возможность наслаждаться НФ-литературой. Ведь если посмотреть на историю фантастики непредубежденно, мы ясно увидим, что, как один из способов убить свободное время, зародилась она в конце XIX, в начале ХХ века, как раз тогда, когда в наиболее развитых странах печатная продукция стала широко востребованной. Наиболее же востребованной НФ оказалась не в утонченной декадентской Европе, а в двух огромных и почти одинаково "варварских" странах, а именно - Североамериканских Штатах и в большевистской России. Обе страны, при всей разнонаправленности социальных процессов в них происходящих, стремительно развивались.

Женщина-луч. Изображение взято из открытых источников
Женщина-луч. Изображение взято из открытых источников

В 1920-х годах в США появляется феномен, так называемой "палп-фикшен". Это ироничное название происходит от термина "пульпа", которая есть целлюлоза, смешанная с водой и другими химическими или растительными добавками, являющаяся основным сырьем, используемым в бумажном производстве. На такой дешевой бумаге печатались в Соединенных Штатах развлекательные журналы, как правило, содержащие приключенческие, детективные, псевдоисторические, любовные и научно-фантастические рассказы, рассчитанные на не слишком взыскательный вкус. В СССР в эти же годы росло городское население, борьба с неграмотностью расширила круг читателей, а новая экономическая политика ВКП(б) позволяла существовать частным издательствам. Стали появляться и журналы, рассчитанные на массовый спрос. Для НФ имели значение возрожденный в двух версиях дореволюционный "Вокруг света", "Всемирный следопыт", "Мир приключений" и другие.

Первоинженер. Изображение взято из открытых источников
Первоинженер. Изображение взято из открытых источников

Итак, зафиксируем: причинами появления НФ, как разновидности массовой литературы, независимо от ее "гражданства", стали - научно-технический прогресс, постепенно переходящий из разряда чудес в повседневное, практически бытовое явление, рост городского населения, потребность оного в относительно интеллектуальном досуге и чисто техническая и финансовая способность издателей эту потребность удовлетворить. НФ из редкой диковины превращалась в товар повседневного спроса. И если классики лишь время от времени заглядывали в неведомые дали, то более прагматичные поставщики литературной продукции все чаще специализировались именно на фантастике.

Советский "палп-фикшен". Изображение взято из открытых источников
Советский "палп-фикшен". Изображение взято из открытых источников

Великая депрессия в США, грянувшая в начале тридцатых годов прошлого века, с одной стороны сократила количество "палп-фикшен" журналов, с другой - усилила потребность массового читателя заглянуть в будущее, где нынешние проблемы будут устранены. Американские фантасты того времени и мечтать не могли о том, что их будут издавать в хардкоре. И хотя их никто не ограничивал в тематике, зато сильно ограничивал в объеме. Рассказ, в лучшем случае - повесть, которую напечатают с продолжением. Те фантасты, которые сумели выжить в столь жестких условиях, научились мастерски рассказывать короткие истории, породив целую плеяду блестящих авторов малой и средней формы.

Адам и Ева нового мира. Изображение взято из открытых источников
Адам и Ева нового мира. Изображение взято из открытых источников

В Советском Союзе, вместе с ростом индустриализации и образованности населения, тоже возросла потребность в картинках светлого будущего, но определенного рода политические процессы сделали невозможными широкомасштабные утопические полотна и авторы НФ сосредоточились в основном на производственно-шпионских романах и научно-фантастических очерках. И если для их заокеанских коллег, чтобы там ни утверждал Хьюго Гернсбек, собственно научно-техническая составляющая была не обязательна, то произведения советских авторов проходили не только политическую цензуру, но и научное рецензирование. Отзыв какого-нибудь специалиста в предисловии или послесловии к НФ-публикации стал обязательным атрибутом.

Маск? А кто это? Изображение взято из открытых источников
Маск? А кто это? Изображение взято из открытых источников

Вторая Мировая война, а за нею - Холодная со всеми ее горячими фазами, подстегнула научно-технический прогресс. Обыватель неожиданно понял, что живет в мире стремительно сбывающейся научной фантастики. Успехи СССР в освоении Космоса, а затем догоняющие космические программы США, показали, что даже самая дерзкая мечта может оказаться вполне достижимой. Американские фантасты получили, наконец, долгожданный хардкор, а советские и шире, фантасты соцстран, право как угодно далеко заглядывать в будущее. НФ неожиданно стала престижной. Для нее оказались открыты двери множества издательств и страницы журналов, прежде ею пренебрегавших. До сих пор, любой любитель фантастики может легко перечислить десяток имен как отечественных так и зарубежных авторов, которые стали известны на рубеже 50-60 годов ХХ века.

Только хардкор! Изображение взято из открытых источников
Только хардкор! Изображение взято из открытых источников

Покуда НФ пребывала в тени, так называемой, литературы основного потока, ее авторам незачем было совершенствовать стилистику, образную систему, изощрять фабулу и детально прописывать антураж. Фантасты почти не обращали внимания на психологическую мотивацию поступков своих героев и достоверность описываемых событий. Американские писатели производили слишком много словопомола, работая сразу в нескольких жанрах, чтобы шлифовать свои опусы, а советские были стиснуты идеологическими рамками и обязательным требованием научно-технической обоснованности своих робких прогнозов. Внимание престижных изданий и возросшая у публики требовательность к качеству литературных произведений, потребовали от фантастов более качественной продукции. НФ становилась все утонченней и изощренней.

Левая рука тьмы. Изображение взято из открытых источников
Левая рука тьмы. Изображение взято из открытых источников

В англоязычной фантастике родилось движение "новой волны", в социалистической стала набирать силу социально-психологическое направление, которое хотя и не было оформлено какими-либо декларативными концепциями, но признавалось по умолчанию признаком хорошей НФ. На Западе, параллельно с "новой волной" набирали популярность фэнтези (фантастика меча и колдовства), хоррор и космическая опера нового типа, более глубокая и проработанная, нежели произведения предшественников. На фантастику обратили внимание кинематограф и телевидение, прежде обращавшиеся к ней лишь эпизодически, что только подстегнуло интерес у широкой публики.

Световой меч голова с плеч. Изображение взято из открытых источников
Световой меч голова с плеч. Изображение взято из открытых источников

70-80-е годы стали временем относительного благополучия для научной фантастики. В США и других западных странах выпускали множество журналов фантастики и книжных серий, включающих и межавторские антологии и авторские сборники и сольные романы, с экранов не сходили сериалы телевизионные и кинофраншизы. В Советском Союзе не было журналов, которые бы специализировались только на НФ, но зато ее печатали десятки других журналов, выходили и книжные серии, антологии, альманахи, авторские сборники, сольные романы. Печаталась огромными тиражами и переводная фантастика. Фантастические фильмы и небольшие сериалы тоже появлялись, как в СССР и в странах социалистического содружества.

Русские идут! Изображение взято из открытых источников
Русские идут! Изображение взято из открытых источников

В 90-е годы, когда распался и Советский Союз и мировая система социализма, для социалистической фантастики наступили трудные дни. Еще жили и творили авторы, которые зарекомендовали себя в золотые шестидесятые, в расцвете творческих сил оставались писатели, заявившие о себе в серебряные семидесятые, уже явственно слышался голос молодых восьмидесятников, но времена изменились. Страна все еще оставалась "самой читающей в мире", но издательства перешли на коммерческие рельсы и чтобы выжить, бросились издавать зачастую небрежно сделанные переводы западных фантастов, почти не уделяя внимания фантастам отечественным, за исключением классиков.

Любопытно, что-то уже сбылось из этих прогнозов? Изображение взято из открытых источников
Любопытно, что-то уже сбылось из этих прогнозов? Изображение взято из открытых источников

Положение во многом спас журнал "Если" - одно из первых, специализирующихся на фантастике, периодических изданий постсоветской России. В нем нашлось место и качественным переводам произведений зарубежных авторов и рассказам и повестями отечественных фантастов. А следом к своим писателям вернулись и книжные издательства. Окреп и разросся российский и русскоязычный Фэндом, из недр которого в фантастику стали приходить и писатели и переводчики и издатели. У читателя появился выбор, он мог читать и НФ, разной степени твердости, и фэнтези и мистику и хоррор. Желающие приобщиться к чему-то более изысканному в литературно-художественном смысле тоже не были обделены.

Ступеньки к классике. Изображение взято из открытых источников
Ступеньки к классике. Изображение взято из открытых источников

Казалось бы - все хорошо. Как и в начале прошлого века, на помощь пришли передовые технологии. Теперь ни пишущим, ни издающим незачем было возиться с бумагой, пишущей машинкой, и обыкновенной почтой. Сам процесс написания произведений, редактура, верстка, художественное оформление, переписка между авторами и издателями, были максимально компьютеризированы. Однажды ваш покорный слуга поинтересовался мнением своего преподавателя в Литературном институте, повлиял ли компьютер на качество, создаваемых на нем литературных произведений в худшую сторону? И получил ответ, что даже пишущая машинка снизила уровень писательского мастерства. Диалог этот состоялся более двадцати лет назад и были мы с тем преподавателем почти одногодки, то есть оба далеко еще не старыми людьми. Конечно, точка зрения спорная, но бесспорно другое.

За качество отвечаю! Изображение взято из открытых источников
За качество отвечаю! Изображение взято из открытых источников

Компьютер - это лишь персональный рабочий терминал всемирной паутины, более известной, как Интернет. И уже в 2000-х годах в этой паутине завелись разные хищники, в их числе и пиратские сайты, которые принялись выкладывать тексты не только многократно переизданной классики, но и современных авторов. Поначалу пираты покупали изданные книги, сканировали их и выкладывали тексты в открытый доступ, монетизируя этот процесс разными способами. Потом, когда сами авторы стали выкладывать собственные тексты на ресурсах, типа Самиздат - пираты начали их воровать уже оттуда и выкладывать на своих сайтах еще до выхода книги на бумаге. Эта диверсионная деятельность резко снизила продажи бумажных изданий. Читателю стало проще полистать текст в электронном виде, и уже решить будет ли он тратить на это свои кровные.

Мы не воришки, мы благородные пираты! Изображение взято из открытых источников
Мы не воришки, мы благородные пираты! Изображение взято из открытых источников

Потом стали появляться электронные издательства, сначала как приложения к издательствам бумажным, а после как вполне независимые структуры. Следом возникли литплощадки, где авторы могут монетизировать свой литературный труд, особенно если активно занимаются самопродвижением. Чем многие пишущие радостно и занялись. Так началась дорога к пропасти. Легко написать, легко отредактировать, легко издать, легко прочитать - эта "невыносимая легкость бытия" привела к снижению качества по всей цепочке. Хуже стали работать все участники процесса, включая читателей. Ведь то, что легко, а тем более - бесплатно, достается не вызывает трепетного отношения.

Всякий уважающий себя капитан звездолета возит с собою библиотеку. Изображение взято из открытых источников
Всякий уважающий себя капитан звездолета возит с собою библиотеку. Изображение взято из открытых источников

Помимо падения литературно-художественного качества фантастических произведений, началась редукция жанров. Издатель, не умея толком продать даже пользующиеся популярностью у массового читателя фантастические боевики и фэнтези, само собой стал отказываться от более сложных жанров, например "твердой" НФ. То же самое происходит с текстами, выкладываемыми на литплощадках - те из них, что требуют чуть более развернутой реакции от читателя, обречены прозябать на задворках, с минимальным количеством лайков, комментариев, отзывов, а следовательно - возможности для автора на этом заработать.

Дембель есть дембель. Изображение взято из открытых источников
Дембель есть дембель. Изображение взято из открытых источников

Сыграла свою роль революция в аудиовизуальных технологиях. Зачем читать длинный, зачастую плохо написанный роман о приключениях какого-нибудь космодесантника, если можно посмотреть яркий, динамичный фильм с детально прорисованной техникой будущего и пейзажами иных миров или, еще лучше, самому стать таким космодесантником и испытать все его приключения в виртуальном пространстве компьютерной игры? Тем более, что и киноделы и производители игр год от года совершенствуют не только технологию, но и сюжеты, делая их все более изощренными. В каком-то смысле аудиовизуальные искусства проходят тот же путь, какой проходила фантастика проходила 100- 70- 50 лет назад - от примитивных поделок до произведений весьма серьезного художественного уровня.

Я вытряхну эту дурь у тебя из головы! Изображение взято из открытых источников
Я вытряхну эту дурь у тебя из головы! Изображение взято из открытых источников

Однако вернемся к литературе. Посмотрим, что происходило в недавнем прошлом и происходит сейчас у зарубежных (и не только западных) коллег? Вроде бы то же самое. Как и у нас, цифровизация у них съела бумажную фантастическую периодику и почти съела бумажное книгоиздание, как и у нас, большая часть их литературной продукции так никогда и не покидает сетевых литплощадок, как и у нас, авторы у них все чаще прекрасно обходятся без посредничества издателя, ибо они сами себе и редакторы и издатели и книгопродавцы. Однако небольшое отличие все-таки существует. Когда вы в последний раз слышали о международном успехе научно-фантастического произведения отечественного автора? Полагаю, что очень давно. А - зарубежного? Думаю, вы легко назовете хотя бы несколько имен.

Прорыв из Поднебесной. Изображение взято из открытых источников
Прорыв из Поднебесной. Изображение взято из открытых источников

Кто виноват? Неужто оскудела наша земля талантами или наши издатели менее прозорливы, нежели зарубежные, а наши кинематографисты и прочие служители нелитературных муз просто слепы и не видят возможностей заработать на экранизациях произведений отечественной фантастики? Двумя словами на эти вопросы не ответишь. Насчет оскудевания талантами - не верю! Другой вопрос, что таланты не существуют в безвоздушном пространстве, они проявляются в ответ на запрос общества на определенные виды искусства.

Там может вам обрезание надо было сделать? Изображение взято из открытых источников
Там может вам обрезание надо было сделать? Изображение взято из открытых источников

Следовательно, запроса в нашем обществе на серьезную, многоплановую научную фантастику просто нет. Читателей вполне удовлетворяет литературная жвачка в Интернете или новинки зарубежной литературы. По степени прозорливости отечественные издатели ни лучше и не хуже зарубежных. Они просто не видят того самого запроса, о котором сказано выше. Киношники и телевизионщики - да, слепы. И если обращаются к фантастике, то в тщетном стремлении догнать и перегнать Голливуд, вместо того, чтобы возродить лучшие традиции советской кинофантастики, которая не только не отставала, но и опережала зарубежную.

Планета бурь, спасибо за науку! Изображение взято из открытых источников
Планета бурь, спасибо за науку! Изображение взято из открытых источников

Что делать? Я полагаю, если впереди тупик, нужно развернуться и идти назад. Во-первых, вспомнить, что научная фантастика прежде всего литература, следовательно у нее иной способ воздействия на психоэмоциональную сферу человека, чем, скажем, у кино. В наши дни бессмысленно соревноваться с картинкой на экране, нужно учиться создавать картинку в голове читателя. Во-вторых, НЕ пишите, собственно, фантастику, пишите литературу. Думайте не о технологиях и космических полетах, а о людях, которые сталкиваются с вызовами будущего, причем люди эти должны не приключаться, а думать и действовать. В-третьих, не пытайтесь угадать и угодить кому бы то ни было. Будьте верны себе, своим собственным представлениям о мире и человеке, не забывая при этом расширять кругозор. В-четвертых, не пытайтесь состязаться с поставщиками скучных, дурно написанных историй про попаданцев в магические академии, соревнуйтесь с классиками. Им бросьте вызов!

Не виновата я, он сам пришел! Изображение взято из открытых источников
Не виновата я, он сам пришел! Изображение взято из открытых источников

Хочется завершить статью хотя бы каким-нибудь прогнозом. Ничто не длится вечно, и перемены в судьбе научной фантастики тоже неизбежно грядут. Это сейчас производители литературной халтуры, благодаря агрессивному самопиару, востребованы у читателя, который, похоже, эволюционирует в обратном направлении, но ведь обязательно наступит время, блестяще описанное Фрицом Лейбером в романе "Серебряные яйцеглавы", когда на всю катушку заработают словомельницы (читай - нейросети). И тогда, цитируя другого классика, японского писателя Акутагаву Рюноскэ, мы сможем с полным правом сказать: «С тех пор, как изобрели эту штуку, всем этим писателям и художникам, которые торгуют собачьим мясом, а называют его бараниной, – всем им теперь крышка!»