Вермахт вступил во Вторую мировую войну с карабином Mauser 98К, представлявшим собою модернизацию винтовки Маузера – стандартной немецкой винтовки еще времен Первой мировой. И прошли всю войну гитлеровцы именно с этим основным оружием (хотя у нас шаблонным изображением немецкого солдата здоровый детина с закатанными рукавами и автоматом МР-38/40. Но в этой статье мы поговорим, не о "хвалебных одах" в адрес этого оружия, а о недостатках.
В Советском Союзе этот пистолет-пулемёт все называли «шмайссером» – потому что на многих магазинах к МР-40 стояло клеймо заводов Шмайссера – «М.Р. 41 Patent Schmeisser».
На самом деле, «шмайссером» правомерно было бы назвать совсем другой автомат – StG 44 (Sturmgewehr 44), ставший первым настоящим представителем класса штурмовых винтовок (а не пистолетов-пулемётов).
Вот «штурмгевер» придумал и разработал именно Хуго Шмайссер. В отличие от МР-38/40, к которому он не имел никакого отношения, а лишь поставлял магазины.
Sturmgewehr 44 был разработан уже в самом разгаре войны.
Почему Хуго Шмайссер вообще получил государственный заказ на разработку и производство такого оружия?
Потому что стандартный карабин 98К представлял собою точное и крепкое оружие с надёжным затвором, но с ручным досыланием патрона. Вследствие чего его скорострельность оставляла желать лучшего, а магазин был ёмкостью всего лишь в пять патронов.
В процессе разработки и испытаний, название новой штурмовой винтовки несколько раз менялось – MKb42 (Maschinenkarabiner образа 42-го года); MP 43 (Maschinenpistole), пока, наконец, оружие не получило своего окончательного наименования: Sturmgewehr – StG 44. Считается, что это слово предложил сам Адольф Гитлер – в качестве звучного имени для нового образца, которое можно было бы использовать с целью пропаганды.
От пистолетов-пулемётов Второй мировой войны (в том числе и ППШ) автомат «штурмгевер» отличался значительно бо́льшей дальностью эффективной прицельной стрельбы.
Однако вышло так, что оружие, получавшее лестные отзывы в ходе испытаний и контрольных применений на Восточном фронте (осенью 1943 года, в дивизии СС «Викинг»), при массовом внедрении было фактически забраковано.
С одной стороны, это было вызвано вызвано влиянием работы механизма автоматического перезаряжания, дающего меньшую точность, чем у винтовки с ручным запиранием затвора. С другой стороны, оборонным предприятиям Третьего Рейха уже давно не хватало идущих на производство легированной стали добавок металла вольфрама, хрома и никеля. Кроме того, сильно упрощённое производство, да ещё и зачастую с использованием принудительного неквалифицированного труда, привело к серьёзным проблемам с качеством.
В своих попытках изготовить лёгкое и точное оружие, обладающее значительной огневой мощью, методами массового производства, немцы столкнулись с трудностями, которые серьёзно ограничили эффективность «штурмгевера».
Поскольку их в основном изготавливали из дешёвых штамповок и некачественной стали – автоматы легко подвергались деформациям, из-за чего часто заклинивали в самый неподходящий момент.
Несмотря на то, что для оружия был предусмотрен огонь как очередями, так и одиночными выстрелами, «штурмгевер» не способен был вести стрельбу длинными очередями. Официальные немецкие наставления предписывали солдатам использовать его в основном для одиночной стрельбы, и только в особых ситуациях – короткими очередями.
Sturmgewehr весил гораздо тяжелее карабина Mauser 98К. При этом ствольная коробка «штурмгевера», выполненная из тонкого стального листа, могла быть согнута, а затвор – заблокирован – простым ударом винтовки, уроненной с высоты человеческого роста на твёрдый пол.
Тяжёлые экономические проблемы гитлеровской Германии привели к тому, что конструкция данной штурмовой винтовки была создана скорее в расчёте под нужды массового производства, чем из соображения получения оружия с высокими тактико-техническими и эксплуатационными свойствами.
Эффективность автоматического огня из массового образца StG 44 в итоге оказалась слабо удовлетворительной, а сам этот режим – излишним для данного оружия, ввиду невозможности эффективной стрельбы длинными очередями.
Массово выпущенный ближе к концу войны Sturmgewehr проявил себя как не совсем удачный гибрид пистолета-пулемёта и автоматической винтовки, не обладавший ни способностью первого создавать высокую плотность огня на короткой дистанции, ни дальнобойностью последней.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, насколько хорош был StG 44?