Найти в Дзене

А вы уверены, что знаете, что такое айкидо?

Оглавление

Продолжаем разговор за айкидо...

Видимо в этом месяце звёзды сошлись каким-то особым образом, что тема айкидо на канале продолжает бурлить и будоражить умы. Особенно после этой статьи, которая уже перевалила за 10 тысяч прочтений и побила не только все рекорды канал по лайкам, но и по комментариям. Не могу сказать, что всегда адекватным. Ну, да ладно. Особенно забавно читать множество комментариев с попытками разной степени вменяемости убедить автора, что айкидо не работает и вообще полная бяка. Складывается ощущение, что многие если и прочли статью, то либо ничего не поняли, либо у них серьезные проблемы с восприятием информации, так как я как раз и описал два фактора, благодаря которым, на мой скромный взгляд, большая часть айкидо именно, что не работает... В принципе это далеко не первая моя статья с критикой современного айкидо и размышлениями по этому поводу. Полный список в этой подборке. Однако, то о чем пишу я — это размышления человека, который занимается айкидо без малого 30 лет и достигшего определённого уровня экспертности. Я изнутри знаю о чём говорю, и какие проблемы существуют. В отличии от тех, кто не только никогда не занимался айкидо, но, судя по всему, вообще слабо представляет, что это такое или имеет представления настолько фантастические, что порой это тянет на шизофренический бред. Мне кажется, что в данном случае фраза Quod licet Iovi, non licet bovi наиболее уместна.

Тем не менее именно для данной категории читателей я всё же постараюсь объяснить, чем айкидо является, а самое главное чем оно не является. Надеюсь, что и тем, кто занимается это также чем-то будет полезно.

Считается, что айкидо — это боевое искусство, созданное в прошлом веке Уэсибой Морихэем в Японии. Считается, что он создал его на основе знаний техник школы Дайто-рю айкидзюдзюцу, которая была создана его учителем — Такеда Сокаку.

Я не являюсь представителем школы Дайто-рю, поэтому не буду рассказывать историю её возникновения (кому интересно может самостоятельно найти — в сети есть всё). Однако замечу, что её первым названием было Дайто-рю дзюдзюцу. Любому человеку знакомому с техниками дзюдзюцу очевиден факт, что как Дайто-рю, так и айкидо Уэсибы (и других) технически являются ни чем иным, как школами/ответвлениями этого самого дзюдзюцу. С точки зрения классификации по родо-видовому отношению они принадлежат именно к семейству дзюдзюцу. Если кто-то с этим не согласен и считает иначе, то можете привести свои обоснованные доводы в комментариях. Вместе с перечислением техник, свойственных только айкидо, которых нет в других направлениях дзюдзюцу.

Для тех, кто не сильно в курсе: дзюдзюцу — японское единоборство, вид рукопашного боя самураев в основе которого лежат броски, сваливания, болевые замки и удары — всё очень практично (впрочем, как и всё у японцев) и эффективно, так как создавалось не для соревнований, а для использования по самому что ни на есть прямому назначению боевых искусств.

Из дзюдзюцу появились такие виды современных единоборств, как дзюдо (собственно это и есть непосредственно дзюдзюцу, только переименованное Кано Дзигоро с целью создания на его основе системы физического и нравственного воспитания), а также советское самбо (самооборона без оружия) и бразильское джиу-джитсу, ну, и конечно же айкидзюцу, айкидо и айкибудо.

Кстати, о Кано Дзигоро и его ДЗЮДО...

Что-то подсказывает мне, что создатель дзюдо был кем угодно, но не идиотом и вряд ли был столь высокого мнения об айкидо Уэсибы, если бы оно того не стоило. Кстати, любопытно, что не только он... Что характерно, но заяви кто-нибудь в то время, что айкидо не эффективно, то, вероятнее всего, его бы сочли как минимум глупым и ограниченным человеком.

Вернёмся к айкидо. Чем оно не является...

Наверное большинство людей, которые знают или что-то слышало об айкидо, если их спросить скажут нечто подобное:

-3

Типа айкидо — «путь к гармонии духа». А кто-то особенно умный приведёт в пример слова самого Уэсибы:

Ввиду того, что слова «гармония» и «любовь» (иероглиф «ай») по-японски пишутся по-разному, а звучат одинаково, я решил назвать свой вид уникального будо — айкидо, хотя само слово «айки» известно с древних времен.

Кстати, любопытный факт название айкидо дал не Уэсиба...

На самом деле это всё не имеет никакого отношения к реальности. Иероглиф, (Ай) 合, имеет значения - "соединяться", "присоединяться", "согласовываться", "совпадать", "сходиться", "быть правильным" (о цифрах), "подходить", "соответствовать", "соединять", "приспособлять".

А слова Уэсибы — это не более чем его проповеди, основанные на учении синтоистской секты Оомото-кё Онисабуро Дегути, который говорил, что «мир и гармония в этом мире могут быть достигнуты только любовью, терпимостью и добром». Не нужно понимать буквально... Кроме того, банальная логика подсказывает, что если бы Уэсиба действительно имел в виду гармонию и любовь в прямом, а не переносном смысле, то в названии айкидо стоял бы другой иероглиф.

Суровая правда состоит в том, что то, что сейчас выдаётся за философию айкидо и учение Основателя к этому самому учению не имеет почти никакого отношения. Что бы это понять достаточно просто почитать то, что писал сам Уэсиба. Хотя, кто сейчас читает оригинальные источники... Вам что-нибудь говорят слова: футомани, котодама, кон-хаку, кикай танден, такемусу айки, кацухаяби... нет? А что такое Один Дух, Четыре души, Три основных принципа, Восемь сил? Тоже нет? Как же так? А вы вообще уверены, что действительно знаете о чём и в чём состоит учение Уэсибы? А может вы просто поверили в адаптированную для гайдзинов сказки про дедушку Ленина Уэсибу и гармонию энергии ки, благодаря которым легко втюхивать и экспортировать айкидо айкикай по миру? Как сказал один из моих японских учителей (с 8 даном) про другого известного по всему миру айки сэнсэя (когда я пересказал ему подобную философию, описанную в его книге): Ну, если он сам действительно верит в те сказки, о которых пишет, то я рад за него...

Насаждение подобной пседофилософии айкидо, на мой взгляд и является одной из основных причин, почему процентов 80 айкидо (в соответствии с принципом Парето. Хотя, конкретные цифры степени неравномерности могут быть любыми) в мире превратилось в болтовню.

Кстати, именно благодаря этому у большинства людей сложился определенный стереотип о том, что такое айкидо: мол это такие плавные длинные круговые техники от устаревших атак с амплитудными бросками и болевыми контролями. То, что показывает нам (и всему миру) семейство Уэсибы (внук и правнук). Но, это не так...

Что же такое айкидо на самом деле?

Как ни странно, но мир айкидо довольно разнообразен и различен. Причём очень. В настоящее время в мире насчитывается свыше 30 различных стилей айкидо. Большинство этих направлений были основаны в разное время учениками Морихея Уэсибы и имеют ряд существенных отличий, как в используемом техническом арсенале, так и в методике обучения.

Связано это прежде всего с тем, что Уэсиба в разное время преподавал несколько разные виды своего, хм, учения. Например, то, что преподавалось до войны (пока благость учения Оомото-кё ещё не оказало своего "просветляющего" воздействия) представляло из себя достаточно жёсткую школу (прочитайте ещё раз пару страниц из книги, приведённые выше) айкибудзюцу. Кроме того, многие из довоенных учеников Уэсибы "первой волны" практиковали и другие виды будо. В частности Мочизуки Минору, Томики Кендзи, Сиода Годзо и др. — все они создали собственные школы/стили айкидо, которые не входят в Айкикай и достаточно сильно отличаются и от него и друг от друга. Например, стиль Ёсинкан, созданный сэнсэями Сиодой и Тэрада, как и французский стиль Айкибудо Алена Флоке (я изучал и практиковал данное направление в течении 7 лет), активно использовался полицией (они, бедные, не знали, что айкидо не эффективно — видимо не было комментаторов, которые не видели видео применения айкидо в "реальном" бою в клетке на турнире, — потому и применяли себе спокойно для своих нужд).

Стили же сэнсэя Мочизуки Ёсэйкан айкидо (к котором я имею отношение) и Томики КендзиТомики айкидо вообще были тесно связаны с дзюдо, так как оба вышеозначенных товарища были известными и весьма крутыми дзюдоистами из Кодокана (собственно и были направлены на обучение айкидо специально непосредственно Кано Дзигоро).

Итак, что же такое айкидо? Как следует из названия — это вид рукопашного боя основанный на использовании метода соединения ки. Под «энергией Ки» можно понимать очень много чего (особенно если почитать Уэсибу), но давайте будем рациональны и отбросим всякие мистические значения и просто обратимся к физике, ведь энергия — это прежде всего физический термин. Если дать определение АЙКИ с точки зрения именно физики, то мы получим метод соединения/объединения с кинетической энергией противника. Лучше всего это можно выразить в виде базового принципа дзюдзцу/дзюдо: «Когда толкают — тяни, когда тянут — толкай» (собственно потому и айки дзю дзюцу). В отличии от многих направлений дзюдзюцу (не всех) в айкидо весьма используется активно "присоединение" за счёт вращательных, круговых движений тела (кстати, во многом это связано с методами обнажения меча и ухода от его блокировки).

Данное скоординированное «присоединение» осуществляется не только по направлению вектора атаки, но и с учетом тайминга и времени реагирования. Кроме того, что айки представляет из себя базовый для айкидо принцип объединения с атакующим, это также и определённый технический элемент, посредством которого реализуется подобное объединение, а так же "обход" и нивелирование силы противника.

Как уже говорилось выше, в качестве методов рукопашного боя в айкидо используются техники дзюдзюцу. Однако, как и во многих других направлениях дзюдзюцу, эти техники очень тесно связаны (а порой прямо их дублируют) с техниками японского фехтования (не только мечом). Эта связь проявляется также и в том, что большая часть техник дзюдзюцу достаточно утилитарна и, так исторически сложилось, направлена на защиту от вооруженного оружием (прежде всего катаной) противника. Ну, вот не думали самураи несколько сотен лет назад, что в 21 веке боевое мастерство будет проверяться на спортивных и развлекательных турнирах, а не на поле боя; и основным критерием станет не выживание в битве или стычке, а участие в турнире UFC. Самое удивительное, что и Такеда, и Уэсиба в конце 19 – начале 20-го века тоже как-то не задумывались над этим, когда создавали свои школы...

Тем не менее, принцип айки является универсальным и, следовательно, он может быть применим и прекрасно применяется не только в техниках дзюдзюцу, но и, например, фехтования. Да и в других видах, если вдуматься. Просто в самом айкидо традиционно реализуется в фехтовании мечом и посохом.

Что мы имеем в настоящее время?

Как я уже писал кому-то из читателей в комментариях, в целом есть два основных подхода и все занимающиеся айкидо делятся на две больших категории:

Первые занимаются формой и изучают приёмы, совершенствуются в исполнении их. Ну, примерно как гимнасты или фигуристы, ну или катисты в спортивном каратэ.

Вторые занимаются содержанием. И в этом случае вы начинаете понимать, что всегда, вне зависимости от вида атаки, вы имеете дело с той или иной траекторией, а их не так-то и много, если вдуматься — прямая и круговая. А ещё направление атаки... Нет никакой разницы пытаются ли вас ударить или схватить. От слова совсем. И в том, и в другом случае мы имеем дело с движущийся к нам рукой противника (или ногой) по одной из траекторий. Пока люди из первой группы будут рассматривать множество вариантов множества приёмов, вторые просто не задумываются над приёмами и реагируют на движение, работают с этим движением противника. Они следуют принципам, которые выражаются в той или иной технике. И когда это происходит подобным образом, то техника может сильно трансформироваться адаптируясь под конкретную атаку. И вот тут снова разница между двумя группами. Первые коллекционируют и знают множество вариаций приёмов от разных атак. Их можно сравнить с музыкантами которые умеют играть только по нотам. Вторым же это в сущности без надобности, Они просто реагируют на действия противника. В случае с айкидо — с использованием принципов дзю и айки. Это джазовые музыканты, свободно владеющие инструментом и способные к джазовой импровизации.

По сути, сами по себе техники не имеют значения. Если айки используется, то это айкидо. Чаще всего для разрушения атаки противника достаточно лишь атэми, а бросок или контроль — это уже по ситуации и конкретным задачам.

Айки — это не плавность или резкость. Это техники объединения. Их можно демонстрировать плавно, можно демонстрировать жёстко — не в этом суть айкидо. Стилистика не имеет большого значения. Однако, в умах большинства закрепился стереотип, который демонстрируют представители айкикай.

И благодаря этому стереотипу мы имеем ситуацию, когда люди «за деревьями леса не замечают».

Да, для обучения и изучения методов айки мы используем базовые техники — кихон. Так исторически сложилось, что эти техники были наиболее актуальны против конкретных, актуальных на тот момент атак.

То айкидо, которое мы видим на разных показательных выступлениях, и которое "не могут понять" некоторые товарищи, которые занимаются более прикладными и адаптированными под сегодняшние реалии направлениями единоборств (как им кажется), на высоко уровне исполнения демонстрирует как раз те самые принципы объединения, тайминг, время реагирование и т.д.

И практика айкидо для них — это прежде всего совершенствование этих навыков и практика самосовершенствования. Традиционно это делается с использованием тех базовых техник, которые были актуальны на момент создания айкидо. Они прекрасно для этого приспособлены. Зачем что-то менять? Волнует ли их то, что многие, для кого мерилом эффективности являются шоу-бои в подавляющем большинстве своём не способны не только оценить, в чём именно заключается мастерство, но и вообще понять о чём им говорят? Нет, не волнует. Это разные миры. Птицы летают, рыбы плавают. Иногда, правда, эти миры пересекаются. Да и бывает так, что и рыбы летают (про птиц уж молчу). Ну, тут единственное, что можно — процитировать Владимира Семёновича: Интеллекты разные у нас, повышай своё образование...

Так сложилось, что большую часть айкидо в мире контролирует всемирный фонд айкикай — организация во главе которой традиционно стоит потомок Уэсибы. В настоящее время это внук — Уэсиба Моритэру, потом будет правнук и т.д. Уэсиба Морихэй был категорически против соревнований в айкидо (как и Фунакоси Гитин — создатель каратэдо Сётокан, как и Кано Дзигоро — создатель дзюдо). Заветы Основателя тщательно сохраняются. Федерации айкидо России, к примеру, пришлось выйти из айкикай, чтобы стать спортивной организацией в РФ, где айкидо стал официальным видом спорта, естественно с соревнованиями. И, кстати, та самая травоядно-миролюбивая философия также нужна, в том числе, и для этого.

В отсутствии соревнований есть как положительный, так и отрицательный моменты. Ну, во-первых техники айкидо действительно крайне травмоопасны. Без выполнения страховки в лучшем случае будет гарантированная травма. Если же пойти по пути проведения соревнований, то на примерах тех же дзюдо и каратэ мы отлично можем наблюдать, как происходит выхолащивание техник. Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что айкидо и без соревновательной практики с этим хорошо справляется, так как подавляющее большинство просто перестало понимать, как на самом деле нужно выполнять техники, особенно когда твой противник сопротивляется, а не уходит в страховку (часто ещё и с опережением). К сожалению методики обучения в настоящий момент таковы, что без опыта и навыков из других единоборств (лучше всего родственных — дзюдзюцу/дзюдо/самбо/кендзюцу — из-за схожей базы) большинству только и остаётся, что демонстрировать как они умеют играть по нотам друг с другом в своём клубном оркестре.

Фактически мы имеем тоже самое распределение, в соответствии с законом Парето, где большинство будет относится к первой группе.

Что же касается «боевого» применения техник айкидо, то на самом деле тут очень многое зависит от того, к какой именно вышеозначенной группе относится тот или иной адепт. Боевым искусством айкидо делают не техники дзюдзюцу, которые они используют специфическим образом, а наличие в них того, что называется хэйхо. Именно использование хэйхо и реализацию их с помощью техник, мышление на уровне хэйхо, а не на уровне техник и приёмов — это и есть боевое искусство (кстати, в дословном переводе с кит. и яп.), и именно это и свойственно людям из второй группы.

В окончании данного опуса мне ещё раз хочется подчеркнуть тот факт, что мир айкидо, так же как и каратэ, и дзюдзюцу, и кендзюцу очень разный. Школ и стилей достаточно много, и не все они похожи друг на друга. Для умного и привыкшего думать человека это очевидно, а для тех, "кто в неё ест" и объяснять бессмысленно.

Надеюсь, что я смог немного прояснить за айкидо? Если понравилось — подпишитесь и лайкните — это помогает продвижению канала. Не понравилось — напишите в комментариях свой 100500 коммент, что думаете об айкидо и какое это недоразумение.

p.s. Относительно применения в "реальном бою"... Единственный реальный бой — это ситуация, когда вам или вашим близким угрожает серьёзная опасность для здоровья или жизни. Ни какое соревнование не может попадать под данную категорию по определению. Никто не может быть уверен, как именно он поведёт себя в критической ситуации, сможет ли справится. На то есть вагон объективных причин. Никто не застрахован. именно поэтому лучший бой — тот, который не состоялся. Считающие иначе просто самоуверенные глупцы.

p.p.s. Баню исключительно за откровенное хамство, когда слюни через монитор начинают брызгать.