📍 Предпосылкой формирования нарциссической личности служит реакция родителей на действия ребёнка.
В том случае, когда родители гордятся и восхищаются своим малышом, если он соответствует их представлениям, содействует целям, а главное - осуществляет несбывшиеся мечты и провалившиеся амбиции самого родителя.
Преимущественный перекос баланса внимания в сторону похвалы за соответствия родительским ожиданиям расценивается ребёнком как благополучный сигнал «получить удовольствие или избежать наказания», и эта модель фиксируется в психической реальности как успешная.
Желания, мечты и ожидания самого ребёнка затихают, высвечиваются взрослыми как ущербные или неуспешные и перестают пробуждать мотивацию действовать по «зову сердца».
Когда ребёнок вырастает, и значимые взрослые по разным причинам перестают транслировать актуальные запросы, ему очень сложно формулировать собственные цели, желания, мечты, основываясь на внутренние запросы. В основном все желания возникают из анализа внешней среды и окружения: хочу такие же сапоги, такую же шубу, такую же машину, квартиру, мужа/жену.
📍 Ещё одной причиной нарциссического развития личности служит постоянное оценивание в семье.
Если ребёнок разочаровывает родителей и не вытягивает амбициозные требования, его прямо или косвенно будут подвергать критике, время от времени сравнивая с другими, «более успешными детьми».
📍 Захваливание также приводит ребёнка к искажённой реальности.
Где-то в глубине души он чувствует, что похвала ложная, показная, завышенная и не соответствует реальности. Возникает чувство расщеплённости – это обман, незаслуженная лесть, показные речи, которые не вселяют уверенности, не формируют здоровую самооценку, а лишь подрывают истинную веру в себя.
Нарушенный баланс реальных действий и обратной связи «не сходится» и приводит к состоянию, при котором ребёнок не в силах различить свои подлинные чувства от попытки доставить удовольствие или произвести впечатление на родителей или значимых взрослых.
Особенно дети травмированных родителей вырастают со спутанной принадлежностью к различным социальным, экономическим, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, культурным, гендерным, расовым и другим группам и с глубоким ощущением пустоты и растерянности.
📍 Завышенные или нереалистичные требования родителей фрустрируют ребёнка и его жизненные стратегии.
Внутренние переживания нарциссического ребёнка сводятся к постоянному чувству неполноценности, зависти, пустоты, недостаточности, незавершённости или их компенсаторные противоположности – самоутверждение, гордыня, показная самодостаточность, тщеславие и превосходство.
Мир делится на чёрный и белых, без полутонов, без оттенков, без возможности воспринимать его во всём многообразии. Или всё хорошо, и я самый лучший, или всё плохо и я самый ничтожный. Другого не дано.
Вследствие сформированных крайностей нарциссическая личность не позволяет себе быть несостоятельными или зависимыми от других. Это приводит к тому, что люди не умеют выражать другим слова благодарности или сожалеть о допущенных ошибках. Избегание искренних извинений и сердечной благодарности, раскаяния и признательности очень сильно обедняет их взаимоотношения с другими людьми.
📍 В качестве помощи и формированию нового взгляда на жизнь, людям с нарциссическим складом важно научиться смотреть на события через принцип достаточности.
Чувствовать и воспринимать себя «достаточно хорошим» позволяет привнести в жизнь оценочную вариативность и расширить границы собственного восприятия.
Это позволяет ощущать себя достаточно счастливым, достаточно красивым, достаточно успешным, достаточно реализованным человеком.
Принять себя без фильтров и перестать принижать других – одна из главных задач, стоящих перед людьми нарциссического склада.