Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Групповая терапия в РЭПТ

Групповая терапия в РЭПТ - это вообще про что? И как это работает?

Давайте разбираться вместе.

Классическая консультация у психолога, это когда вы работаете с терапевтом один на один в уютном помещении, прорабатываете свой запрос, получаете рекомендации, тренируетесь дома выполняя терапевтические задания. Здорово все счастливы!

Разумеется, я не буду говорить о том, что индивидуальная консультация менее эффективна, чем групповая, это было бы как минимум не корректно.

Но, в зависимости от запроса, характера проблемы, гораздо более эффективной может быть групповая терапия и сейчас я постараюсь объяснить почему.

Какие есть преимущества групповой терапии:

1. Есть возможность во время сессии отрабатывать терапевтические задания, техники. (например атака на стыд, диалоги, провокации, отработка переносов и т.д.)

2. За сессию мы успеваем рассказать о своей запросе и выслушать проблемы других участников, что тоже имеет некий терапевтический эффект. Приходит полезное осознание, что вы не единственный у кого такая же проблема, и на фоне других историй ваша может показаться менее проблематичной.

3. Пожалуй самым важным и весомым преимуществом групповой терапии является возможность с разных сторон взглянуть на свою ситуацию. Т.е. в группе мы все помогаем друг другу, а не только терапевт или ведущий.

Да, требуется некоторое время, что бы научиться эффективно взаимодействовать в группе, но если все организовать как рекомендуют коллеги добившиеся успехов в этом виде терапии, то эффект будет гораздо более мощным, чем в индивидуальной.

4. Встречи проходят 1 раз в неделю, бывает реже. В перерывах между сессиями участники группы могут связываться друг с другом, отрабатывать свои терапевтические задания вместе, просто общаться.

5. Во время сессии можно прорабатывать проявившиеся у участников группы дисфункциональные (эмоциональные или поведенческие) реакции. Т.е. группа может подсветить потенциальный запрос для проработки и тут же его отработать.

Например: Александр, который перебивал других, демонстрировал свое превосходство, часто монополизировал внимание группы. Другие участники и ведущий (терапевт) указывали ему на это несколько раз, но он продолжал вести себя вызывающе. В результате мы попросили его остановиться и подумать, что он говорит себе, когда, к примеру, перебивает других. Далее мы берем этот запрос в работу и начинаем разбирать по модели ABC.

6. Ну и еще важным преимуществом является стоимость участия, как правило она гораздо ниже, а эффект может быть лучше чем в индивидуальной работе.

Давайте немного расскажу по процессу.

Обычно в РЭПТ работаем в небольших группах по 5 - 10 человек, иногда группы могут быть и больше. Может быть определена общая тема, например "Как победить тревогу?".

По мнению коллег Альберта Эллиса и Уинди Драйдена: "РЭПТ более ориентирована на групповые методы работы, чем многие другие виды терапии, и терапевты часто выбирают групповые методы сами, а не под влиянием особых обстоятельств". (Ellis, 1962,1971а, 1973; Ellis & Grieger, 1977; Ellis & Whiteley, 1979)

-2

По составу желательно, чтобы в каждой группе было приблизительно равное число мужчин и женщин. Члены группы от 18 до 60 лет, чаще от 22 до 45.

Абсолютно нормальной практикой считается, пройти сначала индивидуальную терапию, до того, как пойти на групповую. Чем быстрее все участники группы приобщаться к теории и модели ABC, тем эффективнее будет взаимодействие и результат.

Вести встречу могут двое или один, если двое, то это ведущий и терапевт.

Группе выдаются напечатанные правила, которые объясняют, как будут проводиться встречи. Вот некоторые из них:

1. "Все, что произошло в Вегасе, остается в Вегасе".

Все, что происходит в группе и вне группы с ее членами, является строго конфиденциальной информацией и не может быть раскрыто посторонним.

2. Члены группы могут свободно общаться друг с другом вне занятий до тех пор, пока они могут делиться информацией, которую они таким образом узнали, с остальной группой и пока они не превратили свою жизнь полностью в групповой процесс. Они могут даже устанавливать друг с другом серьезные отношения, если это не будет им мешать полностью раскрываться в группе.

3. Только плюсом будет помощь членов группы друг другу в течение занятий и вне них, критическое отношение к их поступкам, но не к их личности, а также доброжелательность и кооперация в отношении новых членов группы.

4. Членам группы настоятельно рекомендуется во время занятий стремиться как можно более явно демонстрировать свои самые неприятные чувства и рассказать о своих серьёзных проблемах. Поощряется, если они будут помогать раскрыться другим и вежливо не позволят скрытным и неразговорчивым членам группы продолжать вести себя таким образом.

На настоящий момент есть результаты более 500 контролируемых экспериментов по РЭПТ и родственным когнитивно-поведенческим формам терапии, которые практически единогласно свидетельствуют в пользу РЭПТ (DiGiuseppe, Miller, & Trexler, 1979; Ellis & Whiteley, 1979; Haaga & Davison, 1989; Hajzler & Bernard, 1991; Holon & Beck, 1994; Lyons & Woods, 1991; McGovern & Silverman, 1984; Miller & Berman, 1983; Silverman et al., 1992).

Множество исследований показывают, что РЭПТ и родственные формы когнитивно-поведенческой терапии эффективнее в группе, чем в индивидуальной психотерапии (Ellis, 1992с; McClellan & Stieper, 1973; Meichenbaum, Gilmore & Fedoravicius, 1971).

Основываясь на своей практике могу сказать, что энергия и сила воздействия друг на друга, во время групповой терапии мощнейшая и безусловно при правильной организации имеет очень сильный терапевтический эффект.

Тем не менее, групповая РЭПТ точно не является "волшебной таблеткой" от всех проблем, она подходит не всем.

Некоторые клиенты просто не готовы к ней и должны предварительно пройти курс индивидуальной терапии.

Другие - например, люди с навязчивой болтливостью и гипоманией — могут получить пользу от группы, но сами мешают групповому процессу (и требуют слишком много внимания). Следовательно, им лучше работать над своими проблемами в другой модальности.

Я верю, что большинство клиентов с эмоциональными проблемами могут получить много пользы от групповой терапии (и возможно, даже больше, чем только от индивидуальных сеансов), но «большинство» совсем не значит «все».

Литература:

1. Альберт Эллис, Уинди Драйден. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии / Пер. с англ. Т. Саушкиной. — 2-е изд. — СПб.: «Речь», 1997

2. Раймон Диджузеппе, Кристин Дойл, Уинди Драйден, Уотер Бакс. Рационально-эмотивно-поведенческая терапия. СПб.: Питер 2023

3. Цыганков Б.Д., Ялтонская А.В. Групповая когнитивно-поведенческая психотерапия в лечении депрессивных расстройств. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2012

Автор: Денис Гречишников
Психолог, КПТ РЭПТ консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru