Найти в Дзене
Сколково

Как команда из «Сколково» создает в России интернет тел

Оглавление

Развитие рынка умной одежды, умеющей анализировать состояние человека, открывает новые возможности как для медицины, так и для экономики в целом. Но главное — сам человек, который сможет лучше понять самого себя и тонко настроить уровень внутреннего и внешнего комфорта.

Технологии, в рамках которых сенсоры и датчики встраиваются внутрь предметов и объектов, чтобы наиболее эффективно организовать их работу, уже достаточно широко применяются в различных областях. Многие наверняка слышали про интернет вещей (Internet of Things, IoT), самым популярным примером которого служит умный дом. Освещение, отопление, кондиционирование, системы безопасности объединяются в единую сеть через Wi-Fi, Bluetooth или другие технологии беспроводной связи и включаются и выключаются самостоятельно, экономя энергию, а также время хозяина.

Интернет тел (IoB — Internet of Bodies) работает приблизительно так же, только с телом человека. Устройства и датчики встраиваются в одежду, аксессуары и даже непосредственно прикрепляются к телу или имплантируются в него и начинают измерять данные о состоянии, движениях, поведении. Подключаясь по каналам связи, они передают информацию в специальную программу. Примером модуля IoB можно считать кардиостимулятор. Так что в этом смысле можно говорить, что IoB уходит корнями в середину прошлого века.

С прицелом на IoB

«Однако современный интернет тел использует более новые технологии на стыке медицины, инженерии и науки. В западных публикациях сама парадигма IoB начала появляться только в 2019 году», — рассказывает Людмила Улыбина, сооснователь компании Muscles.AI, которая разрабатывает программно-аппаратные комплексы, работающие в области IoB, и является резидентом «Сколково». Основной продукт Muscles.AI — нательная система датчиков для измерения и мониторинга движений тела, которая помещается в одежду. В основе работы системы лежат технологии инерциальных измерительных систем, математическое моделирование биомеханики тела человека и нейросетевые модели.

«Разные институты развития относят нас к Deep Tech и AI, Wearable или Fitness Tech, но сами мы мыслим себя в категории интернета тел и прежде всего работаем над технологиями, которые могут помочь медицине. После медицины — улучшение стандартов охраны и безопасности труда на опасных производствах, забота о здоровье сотрудников, предотвращение ЧП и катастроф на предприятиях. Используя непредвзятую информацию о теле, можно существенно повысить качество жизни в целом», — объясняет Людмила Улыбина.

Все начиналось три года назад. Людмила и ее муж Виталий не целились непосредственно в IoB и обдумывали ряд бизнес-идей, связанных с использованием искусственного интеллекта. Один из проектов даже претендовал на грант Google AI. Но именно идея цифрового ассистента, живущего в одежде, получила наибольший отклик.

Сегодня рынок «умной одежды» сосредоточен в основном в Северной Америке. Это более 10 млн B2C-пользователей устройств в рознице и множество B2B-кейсов. Например, компания Amazon, в которой работает порядка 750 тыс. сотрудников, создала закрытую технологию браслетов, считающих целевые движения по сортировке и упаковке товаров. На основе этих данных выставляются тарифы оплаты труда. Похожий кейс реализован в российском «Яндекс Такси». Максимально полно технологии IoB взяла на вооружение телемедицина, которая в последние годы активно развивается в России.

Пока это совсем новый рынок, где нет четких эталонов, сервисов и бизнес-моделей, поэтому каждый новый игрок буквально создает его часть. Конкуренция будет лет через 10−15 — на стадии зрелости рынка, считает Людмила Улыбина.

До Луны и обратно

«Сначала мы решили изучить американские аналоги и увидели, что все они делятся на две категории: одни используют инерциальные измерительные системы и снимают механику движений, вторые основаны на электромиографии и анализируют работу каких-то конкретных мышц», — рассказывает Виталий Улыбин, сооснователь и технический директор Muscles.AI.

Был выработан концепт продукта — текстильный корпус, персональная биомеханическая цифровая модель, которая непосредственно делала анализ, и мобильное приложение, которое всем этим управляет.

Сегодня помимо супругов Улыбиных в компании работают пять постоянных сотрудников и еще 30 задействованы частично. Muscles.AI преодолела этап лабораторной версии продукта и двигается к промышленной версии для рынка двигательной реабилитации. Платы производятся на заводе «Резонит» в Зеленограде. Сейчас идет отладка новой электроники и работа над промышленным дизайном портупеи для кабинетов медицинской двигательной реабилитации. Большим признанием для проекта стало второе место в медицинском акселераторе Sechenov Tech, а также партнерство с Московским физико-техническим институтом (МФТИ).

«Полноценного готового продукта еще нет. Но часть "мозга" нашей интеллектуальной нательной технологии уже живет в умной гимнастической палке и вскоре начнет жить в умной стельке. А дальше мы хотим на Луну», — говорит Людмила. Одна из целей Muscles.AI — попасть в российско-китайскую миссию на Луну в 2026−2030 годах. Технология компании, используемая космонавтами, будет полезна в обеспечении здоровья и безопасности, а также поможет собрать новый уникальный объем данных с высоким научным потенциалом для анализа жизнеобеспечения человека при освоении новых планет.