Так называемые «лежачие полицейские» появились в нашем языке из Англии, только там их называют «спящими». Необычное название прилипло к неровностям на дороге, перед которыми приходится снижать скорость.
Строго по ГОСТу
Любые искусственные неровности должны соответствовать принятым для них стандартам (ГОСТ Р 52605-2006). Согласно им, монолитные и сборные конструкции должны устанавливаться во всю ширину дороги с твердым покрытием строго перпендикулярно ее оси, только на участках с искусственным освещением и обустроенным водоотведением. На всех «лежачих полицейских» обязательно должна быть светоотражающая разметка, а перед ними — знак 1.17 «Искусственная неровность».
Любое дорожное препятствие обязательно проходит согласование, причем в документе строго регламентированы разрешенные для установки места и запрещенные (например, их нельзя делать на дорогах федерального значения и на подъездах к больнице). Вне этих зон неровности появляются на участках с высокой аварийностью, подтвержденной статистикой. «Валики» из асфальта и прочие варианты дорожных инициаторов могут быть демонтированы по жалобе.
Как неправильно
Принцип «выше скорость — меньше ям» только на словах выглядит красиво, а в жизни не работает. От этого изнашивается подвеска, а однажды можно потерять контроль над машиной, оторвавшись колесами от асфальта.
Другая вредная привычка касается резкого торможения перед самым препятствием. Подвеска сначала максимально загружается, забирая весь вес машины на себя, и тут же попадает под удар.
Сюда же запишем вариант с диагональным проездом, когда автомобиль ставят под углом к «лежачему полицейскому». На хорошей скорости легко улететь с дороги (или на встречку), задеть неровность порогом.
Как правильно проезжать «лежачих полицейских»
Безопаснее всего проезжать «лежачих» на медленном газу, заблаговременно скинув скорость. Вариант посложнее касается разгруженной подвески (она в таком состоянии проще переживает резкие неровности). Для этого машину надо притормозить, а затем с небольшим ускорением въехать на препятствие.
С прицепом или багажом на крыше лучше скинуть скорость заранее, иначе есть большой шанс сломать эти конструкции во время резкой нагрузки.
Повредили машину на «лежачем полицейском» — что делать
За инспекцию искусственных неровностей отвечают сотрудники ГИБДД. Если вы замяли бампер или в подвеске что-то сломалось — вызывайте наряд как при обычном ДТП. Обязательно сделайте фотографии повреждений и самого «лежачего полицейского». Больше шансов стребовать деньги за препятствие, установленное с нарушениями или не соответствующее принятым стандартам.