"В актёрском деле опасно не излишество, не обострённая выразительность, а серость, унылая правда, говорил Сергей Мартинсон. Шведская фамилия не помешала Сергею отслужить два года в Красной армии и окончить Институт сценических искусств.
Хочешь жить — трудись, хочешь трудиться — живи!
На вступительном экзамене туда он читал монолог Бориса Годунова. Приемная комиссия плакала от хохота, но принять его категорически отказалась. И только по настоянию знаменитого педагога Петрова Мартинсон стал студентом.
После молодой человек отправился в Москву и буквально ворвался в Театр Мейерхольда. В Париже, где однажды выступала труппа, ему устроили стоячую овацию, называя его мастером танца и походки, королем дураков. Искусство молодой страны исповедовало соцреализм, а Мартинсон со своими выкрутасами просто туда не вписывался. Просто пустой актёр говорила о нем наша пресса.
Театр был закрыт, сам Мейерхольд расстрелян, а его жена Зинаида Райх зверски убита в квартире. Нужен был какой-то выход и Мартинсон стал играть злодеев и негодяев, прочую нечисть, соглашался на эти роли и не жалел грима. Нужно отметить, что Сергей Мартинсон и еще один замечательный артист Милляр, биография которого напоминает его, были не совсем русскими.
Отец Мартинсона был шведский барон и Сергею приходилось скрывать происхождение, знание иностранных языков, хорошее воспитание. Будучи аристократом по духу, он рядился в другие маски, отрываясь от реальности.
Первое соприкосновение с актерским ремеслом закончилось у Мартинсона слезами. Он нарядился Снегурочкой, за что был высмеян как «девчонка». А киношной карьере Мартинсон нашел своего режиссера, став актером вечного соперника режиссера Роу, другого режиссера, Александра Птушко.
Жизнь и так слишком серьёзная, чтобы ещё и воспринимать её серьёзно
Сергея Мартинсона можно назвать человеком неординарным во всех отношениях. Настоящий аристократ сумел стать одним из самых востребованных советских актеров, сыграв за шестидесятилетнюю актерскую карьеру более ста ролей. До самых последних дней он продолжал сниматься и выходить на театральную сцену.
Наибольшую известность ему принесли комедийные персонажи и образы злодеев. Во время, Второй Мировой войны за рубежом его называли советским Чарли Чаплином, а Гитлер объявил его своим личным врагом. «Великий и ужасный» Гитлер сыгранный Мартинсоном выглядел ущербным и убогим, тем самым вызывал смех и омерзение, а не страх.
Актер намеренно гримасничал, возводя этот образ к абсолютной правдоподобности и карикатурности. Он заставлял всех, кто смотрел эти фильмы на фронте и в тылу, поверить в то, что такой нелепый, одержимый манией величия и манией преследования герой попросту не может быть непобедимым.
Что характерно, Гитлер смог посмотреть этот фильм и его настолько разозлило там поведение артиста, что он объявил Мартинсона своим личным врагом и пообещал собственноручно разделаться с советским актером и повесить его на первом фонаре.
Жить все хотят по-человечески, а живут как могут
До этих пор в его личном «черном списке» был только один артист, Чарли Чаплин, который одним из первых сыграл Гитлера в кино, и вот добавился еще один.
Актер не воевал с оружием в руках, но считал, что его борьба с фашизмом не менее действенная. Он был убежден в том, что для поддержания боевого духа народа просто необходимо играть роли, высмеивая противника.
О Гитлере Мартинсона отзывались соответствующе, как о смешном, ничтожном прусском ефрейторе, возомнившем себя завоевателем вселенной, глупым, лопнувшим, как мыльный пузырь, мифом о непобедимости немецкой военной машины. Свою роль он сыграл остро и выразительно, дополнив карикатуры художников Кукрыниксов.
Снимаясь в сказках, Мартинсону оставалось всё меньше и меньше места на экране, как и его несимпатичным персонажам. Однажды в интервью он признался, что я пел и танцевал на экране, а вот любить, не пришлось. Так и остался в искусстве не целованным, зато я любил за кадром, а это куда интереснее.
В сомнении главная опасность для души
Женат он был трижды, первый раз студентом Института сценического искусства, он женился на своей однокурснице Кате. Она была очень хорошенькой, стройной, грациозной женщиной, но разве можно от женщины требовать многого, где глупость божественна, а ум, ничто. Катерина к сожалению, подходила именно под эту категорию.
У него был дом, обед, чистые рубашки, подрастала дочка Ануля. Но никакой духовной связи с женой у него не было, да и быть не могло. Второй брак был на балерине Елене Добржанской, с которой работал в мюзик-холле.
Лола Мартинсон, так она писалась на афишах, стала его огромной любовью. Весёлая, любившая компании и застолья, она дружила с иностранцами, которых приглашала в гости в отсутствие мужа. У них родился сын Саша и он безумно любил Лолу, был с нею счастлив.
Их, как и многих кинозвезд тех лет, часто звали на приемы в посольства. Сергей Александрович много работал и по посольствам не ходил, а она бывать там любила, а в итоге ее обвинили в шпионаже и посадили.
Он исправно носил ей передачи, пока не узнал, что ее не стало. А Саша избалованный, испорченный теткой, подрос, связался с плохой компанией и загремел в тюрьму по уголовному делу. Сергей Александрович очень тяжело и долго переживал смерть Лолы, страшную судьбу Саши.
Англичанин — человек, который делает что-либо, потому что так делали раньше. Американец — человек, который делает что-либо, потому что так раньше не делали
Много лет безутешный муж не мог забыть свою Лолу, но потом появилась Луиза. Третья жена Мартинсона, Луиза, была много моложе его, их познакомил в Одессе Павел Кадочников, на съемках фильма "Подвиг разведчика". Этот брак Мартинсона был откровенно вызывающе несчастливым.
Рождение дочери Наташи дела не поправило, получив возможность, Мартинсон купил кооперативную квартиру и отселил их от себя, оставшись в одиночестве в своей квартире. Когда из тюрьмы вышел его сын, он короткое время жил вместе с отцом, а потом уехал. Дочь Наташа довольно часто приходила к Сергею Александровичу обедать. Но по-настоящему он был близок только со своей старшей дочерью Анулей.
Судьба нанесла ему еще один удар, когда Ануля приняла решение эмигрировать из СССР с мужем, детьми и своей матерью. Жизнелюб, но несчастливый муж и отец троих детей остался один на один со своими воспоминаниями.
Ему было довольно, что на улицах с ним здороваются, а официанты одного знаменитого ресторана провожают его под белы руки за его личный столик. Звание заслуженного артиста Мартинсон получил в пятьдесят лет, народного артиста России ему дали в шестьдесят пять лет, к восьмидесятилетию вручили орден Трудового Красного Знамени.
Народного артиста СССР власти его удостоить не успели, несмотря на истинно народную любовь зрителей. Наверное, потому, что комик, и потому, что играл одни отрицательные роли, всякую нечисть. Лишь однажды ему достался положительный персонаж, угольщик Филипп в фильме "Алые паруса".
После роли композитора Керосинова в картине "Антон Иванович сердится", где он сочинял физиологическую симфонию в четырех пароксизмах на мотив детской песенки "По улицам ходила большая Крокодила" слава буквально бегала за Мартинсоном по пятам. Ребятишки во дворе улюлюкали ему вслед, бензин-керосин идет.
Море всегда пробуждало в ней тягу к какой-то неведомой цели
Пожалуй, самыми знаменитыми сказочными персонажами актера стали Дуремар, продавец пиявок из "Золотого ключика", рыжий боярин-заговорщик из "Сказки о царе Салтане", злой волшебник из "Сказки о потерянном времени". На съемках фильма "Ярославна, королева Франции" актер сам ездил на лошади и это в 80 лет. Легендарную фразу «А мы пойдем на Север!» шакала из «Маугли» произносится голосом Мартинсона.
И в зрелом возрасте актер оставался все таким же энергичным, ироничным и легким на подъем. Когда его спрашивали о том, как ему удается так хорошо сохраниться, Мартинсон отвечал, что я всегда был человеком легкомысленным и никогда не делал то, чего не хотел.
Мартинсон никогда не стремился угодить публике и говорить то, что от него ожидают услышать. Он прожил долгую жизнь, и до последних дней продолжал играть в кино острохарактерные роли и выступать на сцене театра.
Он не осудил дочь Анну решившую эмигрировать в США и не отговаривал. Он вспомнил о том моменте, что в тридцатые годы сам подумывал о том, чтобы остаться в Париже. Он хотел остаться, но не сделал этого. И дочери сказал, что он тогда думал о ней и её маме, может и жалею об этом, но нигде, кроме Москвы, жить бы не смог.
Дочь из Америки ежегодно слала отцу приглашения. Так же ежегодно его не выпускали под разными предлогами. В конце концов, она добилась, чтобы приглашение было подкреплено письмом госсекретаря США. Проигнорировать, этого было нельзя, и Мартинсона вызвали в КГБ.
Вы же понимаете, вы уже немолоды, приедете к дочери, и решите там остаться. Какой вой поднимется в западной прессе. На что Мартинсон ответил, действительно, я очень стар, единственное желание, которое у меня осталось, умереть там, где родился. Сотрудник КГБ оттаял, какой понимающий человек. После ухода Мартинсона догадался поднять досье и увидел, что родился то он, как оказалось, в Париже.
Автору всегда приятно, если читатели подписываются на канал. С признательностью Николай Бельков.