Приветствую вас друзья! Сейчас эту лодку смогли бы классифицировать как мини-субмарину и применять в ходе специальных операций. Однако на момент своего появления в русском флоте, волею судьбы ей пришлось на некоторое время стать в "первую линию". Она сыграла заметную роль в Русско-японской войне 1904-1905 гг., став первой боеспособной субмариной России на Тихом океане
Создателем этой субмарины стал испанский инженер маркиз Раймондо Лоренцо д’Эквилей-Монжустин. Свою конструкторскую деятельность испанский аристократ начал во Франции, позднее перебрался в Германию. Здесь в 1902 году он разработал проект малой подводной лодки, реализовать который в металле он предложил знаменитому "пушечному королю" Фридриху Альфреду Круппу, главе концерна "Fríedrich Krupp AG". Закладка на верфи в Киле состоялась в феврале 1903 года а уже в июне 1903 года лодка, получившая название "Forelle", успешно прошла испытания, пройдя под водой более трех миль и поразив торпедой стоящий на якоре щит – мишень.
В начале сентября 1903 года субмарину осмотрел кайзер Вильгельм II, а 23 сентября на ней совершил короткое подводное плавание его брат принц Генрих Прусский. Германские судостроители реализовали проект испанского корабела как “живую” рекламу, чтобы привлечь внимание германского морского министерства к подводным лодкам, как новому средству борьбы на море, рассчитывая, разумеется, на выгодный госзаказ. Однако первыми заказчиками стали... русские!
Разразившаяся в январе 1904 года война с Японией заставила русское морское ведомство использовать все средства для усиления флота. В том числе и подводные лодки. К началу войны в строю русского флота была только одна субмарина - "Дельфин". А учитывая, что это пожалуй было единственное средство борьбы на море которое можно было оперативно перебросить по Транссибу на Дальний Восток их стали лихорадочно заказывать или покупать где только можно. С целью заключения контракта на постройку подлодок в Германию был направлен командир лодки "Дельфин" капитан 2-го ранга Н.М. Беклемишев. 24 мая 1904 года он подписал контракт с фирмой "Крупп" на постройку трех подводных лодок типа Е (впоследствии черноморские "Карп", "Карась", "Камбала") разработанных под руководством все того-же Эквилея.
Контракт для немецкой стороны был весьма выгоден и поэтому, когда им поступило предложение подарить уже готовую "Forelle", долгих колебаний не последовало. Для России ценность этого подарка была в первую очередь в том, что лодка не требовала разборки при транспортировке по железной дороге и могла по прибытии в кратчайший срок приведена в боеготовое состояние. После проведенного в Киле осмотра Беклемишевым и корабельным инженером И.Г. Бубновым лодка 7 июня 1904 года под видом "передвижного предохранительного буя" была погружена на железнодорожную платформу и отправлена в Либаву, куда и прибыла ровно через неделю.
По конструкции "Форель" представляла собой однокорпусную подводную лодку. Прочный корпус имел веретенообразную форму. В верхней его части имелась легкая надстройка с несколько приподнятой носовой оконечностью. На надстройке размещалась небольшая рубка в которой бы установлен перископ. Снизу прочного корпуса устанавливался сбрасываемый балласт. Балластная цистерна располагалась в средней части прочного корпуса.
Для управления движением по курсу и глубине лодка имела сильно развитый кормовой горизонтальный стабилизатор, носовые и кормовые горизонтальные рули. Максимальная глубина погружения не превышала 30 метров.
Двигателем надводного и подводного хода служил электромотор мощностью 60 л. с., работавший от аккумуляторов системы Фюльмена. Двигатель приводил в движение двухлопастный гребной винт, а также компрессор, вырабатывавший сжатый воздух для продувки балластной цистерны и запуска торпед.
Вооружение субмарины состояло из двух трубчатых торпедных аппаратов калибра 450 мм, расположенных снаружи по бортам прочного корпуса.
Экипаж субмарины состоял из четырех человек. Команда комплектовалась исключительно на добровольной основе. Максимальная дальность плавания на превышала 20 миль.
Вместе с лодкой в Россию была направлена группа немецких специалистов во главе с инженером Крицлером для обучения русских подводников. Надо сказать отношение к подводным лодкам у моряков было довольно настороженное, виной чему стала авария с подлодкой "Дельфин", которая 16 июня 1904 года затонула прямо у стенки Балтийского завода. Тогда погибло 25 моряков. Ситуацию спас авторитет Беклемишева. 25 июня 1904 года под его командованием состоялся первый выход в море с погружением, по результатам которого он дал "Форели" высокую оценку. После этого проблем с набором экипажей для подлодок не было. В период до 5 июля, лодка под командованием лейтенанта Тимофея фон-дер-Рааб-Тилена, ранее служившего на подлодке "Дельфин", совершала выходы в море для обучения экипажа. Затем она была поднята на берег для установки бортовых торпедных аппаратов.
26 июля лодка произвела первые стрельбы торпедами и к 10 августа была полностью готова к боевому применению и была переведена в Кронштадт. 21 августа 1904 года лодка была зачислена в списки Сибирской флотилии как миноносец "Форель" и через четыре дня по железной дороге отправлена во Владивосток, куда прибыла 29 сентября 1904 года. Уже через два дня она была в полной боевой готовности. Хотя, правильнее сказать почти полной.
Лодка была вооружена торпедными аппаратами калибра 450 мм, в то время как остальные корабли Российского флота, включая также переброшенный во Владивосток "Дельфин" использовали торпеды калибра 380 мм. Для "Форели", а также для строившихся в Америке подлодок морское ведомство заказало 75 торпед марки В/50 берлинскому заводу фирмы "Шварцкопф", однако они прибыли только 29 марта 1905 года. Поэтому деятельность "Форели" ограничивалась в основном учебными выходами в море. На боевое патрулирование она выходила только в паре с "Дельфином" и оказывала скорее психологическое воздействие на противника. Хотя сам факт присутствия русских подлодок серьезно сковывал действия японцев против Владивостока.
В декабре 1904 года лодка была зачислена в состав отряда миноносцев Владивостокского отряда крейсеров. Весной 1905 года лодка неоднократно совершала выходы в море, как правило в паре с другой субмариной, которые к тому времени стали прибывать на Дальний Восток. В этих выходах подлодки как правило сопровождались миноносцами. Кроме выходов в бухту Золотой Рог совершались выходы в бухту Улисс в проливе Босфор Восточный и в бухту Новик. 9 мая 1905 года переведена в состав отряда миноносцев Отдельного отряда судов порта Владивосток. Уже с лета 1905 года лодка все реже и реже выходит в море, оставаясь "в готовности". Это было связано опять же с прибытием более совершенных и крупных лодок типов "Сом" и "Касатка". С окончанием войны значение "Форели" как боевого корабля практически сошло на нет. В марте 1906 года она была отнесена к вновь введенному в российском флоте классу подводных лодок. Использовалась в дальнейшем в качестве учебного судна и служба эта была вполне рутинной и не изобиловавшей каким-либо яркими эпизодами. Но все-таки одно "приключение" ей довелось пережить.
17 мая 1910 года лодка вышла в море под командой лейтенанта В. В. Погорецкого. Примерно через 6 часов батарея субмарины разрядилась, и для возвращения в порт её взяла на буксир субмарина "Бычок". На "Форели" рубочный люк был оставлен открытым для поступления воздуха. В результате когда при буксировке лодка начала зарываться носом в волны, внутрь попала приличная порция воды. Много столь малой субмарине было и не надо, и "Форель" затонула на глубине 26 метров. Командир и двое матросов к тому времени уже перебрались на "Бычка", остававшийся на борту "Форели" рулевой, также благополучно успел перепрыгнуть на лодку-буксир. В общем обошлось без жертв. Затонувшую лодку обнаружили тралом и спустили водолаза, который при контакте с перископом получил удар током. Работы пришлось прекратить. Через несколько часов подогнали плавкран и лодка была поднята, после чего доставлена в порт. Была идея доставить "Форель" для ремонта в Либаву и использовать её для обучения экипажей. Это решение поддержал и товарищ (так называлась в то время должность "заместитель") морского министра вице-адмирал И. К. Григорович, однако отправка так и не была осуществлена. 23 мая 1911 года "Форель" была сдана Владивостокскому порту на хранение а еще через восемь дней исключена из списков Сибирской флотилии.
Начавшаяся Первая мировая война никак на судьбу "Форели" не повлияла - она так и продолжала оставаться в порту, в то время как другие подлодки Сибирской флотилии, включая её первого "напарника" по русско-японской войне "Дельфина" были переброшены на другие театры военных действий - Балтику, Черное и Белое моря.
Точных данных об окончательной судьбе лодки нет и по сей день. Достоверно известно, что она "дожила" на хранении как минимум до 1918 года - существует фотография на которой на ее фоне запечатлены солдаты чехословатского корпуса.
А вот дальше все весьма туманно. Историк флота Сергей Сулига в своей публикации выдвигает версию, что корпус подлодки в 1921 году был продан былогвардейским “правительством” промышленников братьев Меркуловых маньчжурскому диктатору Чжан Цзолиню и в Китае был разобран на металл.
"Форель" была единственной боевой подлодкой российского императорского флота, которая в качестве силовой установки и для надводного и для подводного хода использовала электромотор. С одной стороны это была попытка воплощения концепции субмарины с единым двигателем, с другой автономность лодки вследствие такого технического решения оказалась крайне невелика, поскольку самостоятельно подзарядить свои АКБ она возможности не имела. Несмотря на свои более чем скромные характеристики "Форель" сыграла важную роль в истории подводных флотов двух стран - Германии и России. Она стала первой субмариной, построенной в Германии и дав старт развитию германского подводного судостроения. Ну а во время своей службы в России "Форель" вместе с другими подлодками спасла Владивосток от японского штурма. По крайней мере таково было мнение многих морских офицеров того времени.
Источники: Тарас А. Е. Подводные лодки Великой войны 1914—1918. С. Сулига "Подводная лодка “Форель”/ Журнал "Моделист-Конструктор" №9-1990, А.Б. Широкорад "Чудо-оружие Российской империи", Eberhard Rössler "Geschichte des deutschen U-Bootbaus. Band 1"
Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Делитесь нашими публикациями в соцсетях! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!
Возможно вам будет также интересно:
Подводная лодка "Сом": с одной торпедой против двоих