Найти тему

Подводная лодка "Форель": единственная в своем роде

Приветствую вас друзья! Сейчас эту лодку смогли бы классифицировать как мини-субмарину и применять в ходе специальных операций. Однако на момент своего появления в русском флоте, волею судьбы ей пришлось на некоторое время стать в "первую линию". Она сыграла заметную роль в Русско-японской войне 1904-1905 гг., став первой боеспособной субмариной России на Тихом океане

Создателем этой субмарины стал испанский инженер маркиз Раймондо Лоренцо д’Эквилей-Монжустин. Свою конструкторскую деятельность испанский аристократ начал во Франции, позднее перебрался в Германию. Здесь в 1902 году он разработал проект малой подводной лодки, реализовать который в металле он предложил знаменитому "пушечному королю" Фридриху Альфреду Круппу, главе концерна "Fríedrich Krupp AG". Закладка на верфи в Киле состоялась в феврале 1903 года а уже в июне 1903 года лодка, получившая название "Forelle", успешно прошла испытания, пройдя под водой более трех миль и поразив торпедой стоящий на якоре щит – мишень.

На заводе фирмы "Крупп" перед спуском на воду
На заводе фирмы "Крупп" перед спуском на воду

В начале сентября 1903 года субмарину осмотрел кайзер Вильгельм II, а 23 сентября на ней совершил короткое подводное плавание его брат принц Генрих Прусский. Германские судостроители реализовали проект испанского корабела как “живую” рекламу, чтобы привлечь внимание германского морского министерства к подводным лодкам, как новому средству борьбы на море, рассчитывая, разумеется, на выгодный госзаказ. Однако первыми заказчиками стали... русские!

Подводная лодка "Forelle" на испытаниях в Киле, 1903 год
Подводная лодка "Forelle" на испытаниях в Киле, 1903 год

Разразившаяся в январе 1904 года война с Японией заставила русское морское ведомство использовать все средства для усиления флота. В том числе и подводные лодки. К началу войны в строю русского флота была только одна субмарина - "Дельфин". А учитывая, что это пожалуй было единственное средство борьбы на море которое можно было оперативно перебросить по Транссибу на Дальний Восток их стали лихорадочно заказывать или покупать где только можно. С целью заключения контракта на постройку подлодок в Германию был направлен командир лодки "Дельфин" капитан 2-го ранга Н.М. Беклемишев. 24 мая 1904 года он подписал контракт с фирмой "Крупп" на постройку трех подводных лодок типа Е (впоследствии черноморские "Карп", "Карась", "Камбала") разработанных под руководством все того-же Эквилея.

-4

Контракт для немецкой стороны был весьма выгоден и поэтому, когда им поступило предложение подарить уже готовую "Forelle", долгих колебаний не последовало. Для России ценность этого подарка была в первую очередь в том, что лодка не требовала разборки при транспортировке по железной дороге и могла по прибытии в кратчайший срок приведена в боеготовое состояние. После проведенного в Киле осмотра Беклемишевым и корабельным инженером И.Г. Бубновым лодка 7 июня 1904 года под видом "передвижного предохранительного буя" была погружена на железнодорожную платформу и отправлена в Либаву, куда и прибыла ровно через неделю.

Лодка, на железнодорожной платформе перед отправкой в Россию
Лодка, на железнодорожной платформе перед отправкой в Россию

По конструкции "Форель" представляла собой однокорпусную подводную лодку. Прочный корпус имел веретенообразную форму. В верхней его части имелась легкая надстройка с несколько приподнятой носовой оконечностью. На надстройке размещалась небольшая рубка в которой бы установлен перископ. Снизу прочного корпуса устанавливался сбрасываемый балласт. Балластная цистерна располагалась в средней части прочного корпуса.

-6

Для управления движением по курсу и глубине лодка имела сильно развитый кормовой горизонтальный стабилизатор, носовые и кормовые горизонтальные рули. Максимальная глубина погружения не превышала 30 метров.

-7

Двигателем надводного и подводного хода служил электромотор мощностью 60 л. с., работавший от аккумуляторов системы Фюльмена. Двигатель приводил в движение двухлопастный гребной винт, а также компрессор, вырабатывавший сжатый воздух для продувки балластной цистерны и запуска торпед.

-8

Вооружение субмарины состояло из двух трубчатых торпедных аппаратов калибра 450 мм, расположенных снаружи по бортам прочного корпуса.

-9

Экипаж субмарины состоял из четырех человек. Команда комплектовалась исключительно на добровольной основе. Максимальная дальность плавания на превышала 20 миль.

Вместе с лодкой в Россию была направлена группа немецких специалистов во главе с инженером Крицлером для обучения русских подводников. Надо сказать отношение к подводным лодкам у моряков было довольно настороженное, виной чему стала авария с подлодкой "Дельфин", которая 16 июня 1904 года затонула прямо у стенки Балтийского завода. Тогда погибло 25 моряков. Ситуацию спас авторитет Беклемишева. 25 июня 1904 года под его командованием состоялся первый выход в море с погружением, по результатам которого он дал "Форели" высокую оценку. После этого проблем с набором экипажей для подлодок не было. В период до 5 июля, лодка под командованием лейтенанта Тимофея фон-дер-Рааб-Тилена, ранее служившего на подлодке "Дельфин", совершала выходы в море для обучения экипажа. Затем она была поднята на берег для установки бортовых торпедных аппаратов.
26 июля лодка произвела первые стрельбы торпедами и к 10 августа была полностью готова к боевому применению и была переведена в Кронштадт. 21 августа 1904 года лодка была зачислена в списки Сибирской флотилии как миноносец "Форель" и через четыре дня по железной дороге отправлена во Владивосток, куда прибыла 29 сентября 1904 года. Уже через два дня она была в полной боевой готовности. Хотя, правильнее сказать почти полной.

Прибытие во Владивосток, конец сентября 1904 года
Прибытие во Владивосток, конец сентября 1904 года

Лодка была вооружена торпедными аппаратами калибра 450 мм, в то время как остальные корабли Российского флота, включая также переброшенный во Владивосток "Дельфин" использовали торпеды калибра 380 мм. Для "Форели", а также для строившихся в Америке подлодок морское ведомство заказало 75 торпед марки В/50 берлинскому заводу фирмы "Шварцкопф", однако они прибыли только 29 марта 1905 года. Поэтому деятельность "Форели" ограничивалась в основном учебными выходами в море. На боевое патрулирование она выходила только в паре с "Дельфином" и оказывала скорее психологическое воздействие на противника. Хотя сам факт присутствия русских подлодок серьезно сковывал действия японцев против Владивостока.

Во время одного из выходов в море
Во время одного из выходов в море

В декабре 1904 года лодка была зачислена в состав отряда миноносцев Владивостокского отряда крейсеров. Весной 1905 года лодка неоднократно совершала выходы в море, как правило в паре с другой субмариной, которые к тому времени стали прибывать на Дальний Восток. В этих выходах подлодки как правило сопровождались миноносцами. Кроме выходов в бухту Золотой Рог совершались выходы в бухту Улисс в проливе Босфор Восточный и в бухту Новик. 9 мая 1905 года переведена в состав отряда миноносцев Отдельного отряда судов порта Владивосток. Уже с лета 1905 года лодка все реже и реже выходит в море, оставаясь "в готовности". Это было связано опять же с прибытием более совершенных и крупных лодок типов "Сом" и "Касатка". С окончанием войны значение "Форели" как боевого корабля практически сошло на нет. В марте 1906 года она была отнесена к вновь введенному в российском флоте классу подводных лодок. Использовалась в дальнейшем в качестве учебного судна и служба эта была вполне рутинной и не изобиловавшей каким-либо яркими эпизодами. Но все-таки одно "приключение" ей довелось пережить.

Подлодка "Форель" в 1907 году
Подлодка "Форель" в 1907 году

17 мая 1910 года лодка вышла в море под командой лейтенанта В. В. Погорецкого. Примерно через 6 часов батарея субмарины разрядилась, и для возвращения в порт её взяла на буксир субмарина "Бычок". На "Форели" рубочный люк был оставлен открытым для поступления воздуха. В результате когда при буксировке лодка начала зарываться носом в волны, внутрь попала приличная порция воды. Много столь малой субмарине было и не надо, и "Форель" затонула на глубине 26 метров. Командир и двое матросов к тому времени уже перебрались на "Бычка", остававшийся на борту "Форели" рулевой, также благополучно успел перепрыгнуть на лодку-буксир. В общем обошлось без жертв. Затонувшую лодку обнаружили тралом и спустили водолаза, который при контакте с перископом получил удар током. Работы пришлось прекратить. Через несколько часов подогнали плавкран и лодка была поднята, после чего доставлена в порт. Была идея доставить "Форель" для ремонта в Либаву и использовать её для обучения экипажей. Это решение поддержал и товарищ (так называлась в то время должность "заместитель") морского министра вице-адмирал И. К. Григорович, однако отправка так и не была осуществлена. 23 мая 1911 года "Форель" была сдана Владивостокскому порту на хранение а еще через восемь дней исключена из списков Сибирской флотилии.

Начавшаяся Первая мировая война никак на судьбу "Форели" не повлияла - она так и продолжала оставаться в порту, в то время как другие подлодки Сибирской флотилии, включая её первого "напарника" по русско-японской войне "Дельфина" были переброшены на другие театры военных действий - Балтику, Черное и Белое моря.

Точных данных об окончательной судьбе лодки нет и по сей день. Достоверно известно, что она "дожила" на хранении как минимум до 1918 года - существует фотография на которой на ее фоне запечатлены солдаты чехословатского корпуса.

Чехословацкие солдаты рядом с корпусом подлодки "Форель", Владивосток, 1918 год.
Чехословацкие солдаты рядом с корпусом подлодки "Форель", Владивосток, 1918 год.

А вот дальше все весьма туманно. Историк флота Сергей Сулига в своей публикации выдвигает версию, что корпус подлодки в 1921 году был продан былогвардейским “правительством” промышленников братьев Меркуловых маньчжурскому диктатору Чжан Цзолиню и в Китае был разобран на металл.

"Форель" была единственной боевой подлодкой российского императорского флота, которая в качестве силовой установки и для надводного и для подводного хода использовала электромотор. С одной стороны это была попытка воплощения концепции субмарины с единым двигателем, с другой автономность лодки вследствие такого технического решения оказалась крайне невелика, поскольку самостоятельно подзарядить свои АКБ она возможности не имела. Несмотря на свои более чем скромные характеристики "Форель" сыграла важную роль в истории подводных флотов двух стран - Германии и России. Она стала первой субмариной, построенной в Германии и дав старт развитию германского подводного судостроения. Ну а во время своей службы в России "Форель" вместе с другими подлодками спасла Владивосток от японского штурма. По крайней мере таково было мнение многих морских офицеров того времени.

Источники: Тарас А. Е. Подводные лодки Великой войны 1914—1918. С. Сулига "Подводная лодка “Форель”/ Журнал "Моделист-Конструктор" №9-1990, А.Б. Широкорад "Чудо-оружие Российской империи", Eberhard Rössler "Geschichte des deutschen U-Bootbaus. Band 1"

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Делитесь нашими публикациями в соцсетях! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!

Возможно вам будет также интересно:

Подводная лодка "Сом": с одной торпедой против двоих