Так звучит одна строка из книги "удивительное путешествие кролика эдварда", которую мы последней прочитали с детьми.
Но речь сегодня заведу не о ней, а о том, как эта фраза откликнулась во мне.
Я не скрываю то, что росла в довольно "стерильных" условиях: не худшая школа Москвы , дополнительные занятия, никаких плохих компаний. Позже - селективный вуз, вокруг чего и крутилась моя жизнь. Можно сказать, что "реальной" жизни я не видела, поэтому понятно моё расстройство с приходом в школу в новой роли.
Я была готова к малокомплектной школе или огромному классу, любым детям: с особыми потребностями, из неблагополучных или многодетных семей, с пробелами в знаниях за прошлые классы, просто с трудным поведением. Но также я надеялась на то, что взрослые люди ведут себя как взрослые и уже следуют базовым культурным правилам.
Здесь-то моя картина мира, да и я сама посыпалась.
- Я очень ценю личные границы. Я думаю, что скажу перед тем, как написать письмо в официальной переписке (не дружеское сообщение, хотя и там стоит думать, как общаешься с близкими людьми, но про них вы знаете, что и как стоит говорить). Тем более, об этом стоит подумать перед звонком человеку, так как разговор будет не под подготовлен на письме и придётся выбирать слова непосредственно во время общения. Так что я уточню время (зуммерские замашки?), когда будет удобно созвониться, и уточню тему разговора. А в переписке буду говорить на языке фактов, уточнять, задавать вопросы и благодарить за ответ и уделённое время. Так что я была весьма разочарована, когда и родители, и представители администрации имеют обычай подкидывать "срочные" (написано в буквально каждом сообщении администрации) дела, и писать/звонить в абсолютно любое время и день недели. А если это не рабочая задача, то зачастую письмо начинается не с вопроса, а с претензии.
- Школа представляет из себя взаимодействие между учениками, родителями и школой, представленной учителями и администрацией. Как новичок в профессии я была готова к тому, что буду ошибаться, а потом исправлять ошибки, чтобы научиться быть лучшим учителем. В этом ключе я хотела бы получать обратную связь от своего учителя, наставника - опытного учителя и других специалистов в школе, которые заходят на уроке и могут помочь советом. В итоге же опять знатоками представляют себя родители, а школа под них прогибается. Так и хочется предложить в таком случае им самим учить своих детей, если знают лучше учителя. А учителя ведь, действительно, оказываются беззащитными и бесправными, если даже школа встает не на их сторону.
- Дети могут по нашему (взрослому) мнению плохо себя вести, неудобно для нас. Но делают они это не со зла, не специально. Они могут чувствовать и обиду, и несправедливость, им может быть не интересно. И это нормально. Но нужно определенным образом обращаться с подобными чувствами. В 1 класс дети идут совсем маленькие, особенно мальчишки. Да, над дисциплиной должен работать педагог, но родители просто обязаны к этому времени обучить ребенка базовым бытовым навыкам. В 3-ем же классе же дети чувствуют себя уже большими, ведь им доверяют идти домой одним, разогревать и готовить еду, делать покупки. Но при этом сами родители считают их еще маленькими. Отсюда возникает такая большая вседозволенность. Ведь ты уже самостоятельный, а дома в тебе души не чают и всячески обхаживают. А как это аукается в школе: теперь дети не слушают никого, самые важные, каждый сам по себе. А в обучении испытывают трудности, так как на уроках могут заниматься чем-угодно, а дома уже совсем никто не поможет.
Картина печальная, и, если бы еще не все 3 фактора, то я хотела бы жить и работать с этим, чтобы помочь обществу. Но пока фарфоровый кролик падает на дно океана и думает о том, что всё кончено.