Нет-нет, злые чеченцы так и остались злыми, а добрые всегда оставались добрыми. С другой стороны, такими ли уж они были злыми? Рассмотри все по порядку.
Дерзкое похищение
Эта история случилась в 1847 году на Кавказской линии в ходе Кавказской войны. В военных поселениях, станицах и городах предпринимались меры борьбы с холерой, и командующий войсками командировал штабного офицера И. Клингера до Кизляра и обратно, проверить, как исполняются превентивные меры.
Находясь в пути, Клингер сам заболел и чувствовал себя ослабленным. 24 июля, на полдороге к Альбецкому посту, на его телегу напали чеченцы - босые, с ружьями, кинжалами и в тулупах. Их было 18 человек, с Клингером - только возница. Связав их по рукам и за шеи, чеченцы разобрали по рукам вещи, взяли себе трех лошадей и повели пленников за собой.
Тяжелый переход
По лесным тропам группа двигалась с максимальной предосторожностью. Чеченцы умело маскировали следы. Когда Клингер уставал, его подбадривали прикладами. Когда он обессилил полностью - тащили под руки, не не бросали. С большим риском для себя переплыли бешеный, холодный Терек. Всю ночь и половину дня шли лесом по горным тропам, и к 11 часам оказались в ауле Оспанюрт, местопребывании "пятисотенного начальника и вожатого партии" Тарама. Его-то мы и имели в виду, говоря о злом чеченце.
Злой чеченец Тарам
Тарам сразу же взвинтил цену за выкуп (зачем же еще был нужен ему царский офицер!) с 600 руб. до немыслимых 5 тысяч, толкаемый врожденным корыстолюбием.
Вслед за тем пленнику были набиты на ноги полновесные железные кандалы. Повторив в течение следующих дней свои требования и не
получив нужного ему ответа, он велел набить другие такие же кандалы. На
шею офицеру надели железную цепь 12 аршин длины. Ее конец
пропускался на ночь сквозь дыру в стене из сакли узника, и там
заматывался за кол.
Тарам показал себя в высшей степени корыстолюбивым и честолюбивым человеком, личным врагом русских, фанатически преданным идеям и учению Шамиля. Он был ревностный поклонник имама.
для своих людей Тарам представлялся человеком со здравым смыслом и с сильной волей. Он был смелым, решительным и строго соблюдал мусульманские обычаи. Как пишет сам Клингер в воспоминаниях:
"Он имел жену, пятерых детей (старшему сыну 14 лет); одевался сам опрятно и даже щеголевато. Деньги, красный товар, соль и пленные у него не переводились. Он считался богатым человеком.
Смелость и удача в набегах, строгое соблюдение требований религии, твердый характер, достаток и, невзирая вообще на скупость, охотно раздаваемая милостыня приобретали ему значение, уважение и свою партию приверженцев".
Добрый Заур и его тайная мечта
В кандалах и на цепи Клингер просидел в своей сакле до половины октября 1847 года. В это время судьба, как он пишет, послала ему старшего брата Тарама - Заура, который принял в нем особое участие.
"Заур был человек пожилой, серьезный, но очень доброй души и уважаемый в ауле. Заур не пользовался особенным значением, потому что не имел ни достатка, ни военных способностей своего брата, но был любим за честность, доброту и спокойную рассудительность".
Уважая в своем брате военные достоинства, Зауру претили его надменность, непомерное честолюбие и корысть, которые в Тараме господствовали над всеми чувствами. Будучи более покойного характера и умея рассуждать здраво, Заур "понимал стеснительное положение своих соотечественников" и понимал, что недолго уже этой части Чечни остается быть независимой. Поэтому он снисходительно смотрел на русских и, как вскоре узнал Клингер, хотел круто переменить свою жизнь:
"прежде всего он хотел жениться; он имел невесту, которая по уговору должна была приехать к нему на свадьбу к 9 октябрю; потом он хотел выйти к русским для более покойной и достаточной жизни".
Неожиданная развязка
Заур сумел, действуя хитро и как бы незаметно, убедить своего младшего брата, что больше 600 руб. за него вытребовать не выйдет, и с разрешения Тарама было написано и отправлено письмо о доставке денег. Дело шло к благополучному выкупу из плена, но тут случилось непредвиденное.
Тарам собрал большой отряд, включая Заура, и из-за своей вспыльчивости и гнева завел его в западню. Многие чеченцы был убиты, а добрый Заур сам попал в плен. Заключение Клингера продолжилось, но память о хорошем человеке осталась.
А что вы думаете по этому поводу? Высказывайтесь в комментариях, ставьте лайки и будьте здоровы
О неточностях и опечатках сообщайте автору