Найти в Дзене
Аксилиум

Как мотивировать детей? Научные подходы от Гарвардского Центра по развитию ребенка.

Оглавление

Вопросы, связанные с мотивацией рано или поздно волнуют как родителей, так и педагогов. Причем речь идет не только о школьных уроках, но и о совершенно любой другой деятельности, которая, по нашему мнению, необходима детям.

Если ребенку в следующем году идти в первый класс, а он категорически отказывается учится читать (хотя и мы не все читали к окончанию детского сада, но кто об этом вспомнит). Если домашние задания - это проверка родительской выдержки, а не умений и знаний детей. То как же объяснить, показать, а может заставить, что, например, учеба - это важно в первую очередь для них самих?

Ответ на этот вопрос разработали специалисты The Center on the Developing Child (при Гарвардском университете). Итак, какие же научно обоснованные советы дают нам американские специалисты?

Следуйте за детьми

Обычно мы слышим фразы наоборот - подавайте детям пример. А что имеется в виду сейчас?

Фото с сайта ru.freepik.com
Фото с сайта ru.freepik.com

Дети ориентируются на предметы и игрушки “золотой середины”, когда старые совсем надоели, а новые еще слишком сложны, тогда вещь будет интересна, когда не совсем новая, но при этом еще не “заиграна”.

Приведем пример с ручкой, который актуален и для взрослых. Представьте: вы купили новую красивую ручку, потому что старая вам уже опротивела. Будете ли вы писать сразу вновь приобретенной? Далеко не всегда. Почему? А она пишет не так, а в руке “сидит” неудобно… Поэтому ее убирают в шкаф, а затем достают через неделю, как старую знакомую, с которой еще все впереди.

Так вот, гарвардские специалисты советуют родителям обращать внимание на те вещи, игры и игрушки, которые находятся в предпочтении у детей, вызывают у них интерес, а, соответственно, использовать их в обучении и развитии.

Вызывайте любопытство.

Ребенок лизнул сосульку на улице или взял песок с детской площадки в рот. Почему? А как он еще проверит, что это такое? И как он узнает, что будет с ним, если он это сделает? Рассказы старших - это скучно, а вот самостоятельно узнавать что-то новое - совсем наоборот.

Поэтому не нужно ограничивать ребенка в действиях, создавая вокруг него кокон. Нужно позволять малышам взаимодействовать с новыми объектами (но во всем нужно знать меру, например, пить хлорку - не вариант).

Поощряйте игру.

“Хватит играть, пошли на занятие!” или “Сколько можно бегать в эти бесполезные догонялки?”

Часто слышите такие фразы или, быть может, сами иногда их произносите?

Фото с сайта ru.freepik.com
Фото с сайта ru.freepik.com

Так вот стоит помнить, что игра - это ключевая деятельность ребенка, в которой он не только познает окружающий мир, но также учится коммуницировать с другими детьми, примерять на себе различные роли. Поэтому очень важно уделять время на игры, чтобы ребенок не перегорел от постоянных развивающих и спортивных занятий.

Не переусердствуете с цифровыми технологиями в обучении.

Современный мир предоставляет огромные возможности получения знаний не только путем личного общения, но и посредством онлайн-формата обучения, в том числе и видео- или аудио-лекций.

Безусловно, в онлайн-обучении много достоинств, в том числе и экономия времени, но не нужно злоупотреблять им. Да, для взрослых подобный формат - это удобно, но детям необходимо в первую очередь видеть человека и общаться с ним “вживую”. В одном исследовании дети более эффективно усваивали элементы языка, когда они были лицом к лицу с учителем, чем на видео.

Берите пример с видеоигр.

И речь не о полном поглощении внимания ребенка, а о постоянном усложнении уровней.

Дети больше мотивированы работать над теми целями, которые для них достижимы. И здесь нужен баланс, поскольку слишком простые задачи отобьет все желание идти дальше, а слишком сложные - сформируют мнение о их непреодолимости.

Ставьте такие цели перед детьми, которые будут соответствовать их возможностям, при этом обязательно давайте обратную связь на всем этапе ее выполнения.

Давайте свободу действий.

Фото с сайта ru.freepik.com
Фото с сайта ru.freepik.com

И речь опять пойдет про пресловутый “кокон”.

Если вы сталкиваетесь с тем, что ребенок с трудом одевается в детский сад, тратит на это слишком много времени и отговорок, то попробуйте предложить ему самостоятельно сделать выбор одежды. Пусть сам выберет носки, трусы, футболку или платье. Эта задача для него будет равносильна участию в очередной игре, и вы заметите, что время на сборы уменьшится в разы. Почему?

Дети более мотивированы, когда у них есть определенная степень самоопределения, и они могут выбирать для выполнения задачи, которые имеют смысл именно для них.

Когда у детей есть выбор, вероятность того, что они будут заниматься той или иной деятельностью возрастает.

Предоставляйте стимул, только в случае необходимости.

“Убрался в комнате - конфетка или 50 рублей” или “Съел суп - получи мороженое.”

В конечном итоге, ребенок начинает выполнять действия, которые ранее для него были само собой разумеющееся только с условием их “оплаты”.

Поэтому очень важно использовать не переходить черту с поощрениями, которые способны сократить уровень любопытства ребенка.

Старайтесь предоставлять стимулы тогда, когда ребенок этого не ожидал, а соответственно успешно выполнил задачу в силу естественного любопытства и труда.

Хвалите процесс, а не результат

“Ты такой умный, замечательный у тебя все получится…”

Такие, вроде бы, правильные слова. Но почему же лучше воздержаться от них?

Когда ребенок растет с осознанием, что он умный, лучший и замечательный, это, в конце концов, может помешать ему браться за те задачи и вопросы, которые, по его мнению, для него будут непосильны. Т.е. он будет боятся быть не “лучшим, умным и замечательным”, страшиться негативной оценки.

В последующем в школе погоня за оценками и похвалой у многих детей просто “убивает” радость от обучения, вызывая сильнейший стресс.

Когда мы хвалим детей за их усилия и помогаем им увидеть в неудачах возможность учиться и совершенствоваться, а также получать удовольствие от самого процесса, у них будет больше мотивации усердно работать, и они с большей вероятностью поверят, что смогут достичь того, к чему стремятся.

Информация для данной статьи была получена с сайта https://developingchild.harvard.edu/.

🔶 🔷🔶 🔷🔶 🔷🔶 🔷🔶 🔷🔶 🔷🔶 🔷🔶 🔷

👍Понравилась статья? Ставьте лайки и делитесь свои мнением в комментариях!

👉Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации

👉А так же на нашу группу в вк, где мы выкладываем много полезного контента!