Вступление
Итак, предыдущую часть путешествия по Ростову Великому мы закончили наслаждаясь видами озера Неро с одной из башен Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря.
Теперь пришло время аккуратно спуститься со смотровой площадки и направиться в сторону выхода. Если Вы уже проголодались, то справа от выхода есть монастырская трапезная, а сразу за воротами, пройдя лотки с сувенирами, вы увидите торговцев сезонными фруктами и рыбой.
Дорога к ростовскому кремлю
И снова нам предстоит долгий путь, на этот раз уже в жемчужину Ростова Великого в Ростовский кремль. Если вы едете на машине, то можете сделать небольшой крюк и заскочить на фабрику "Ростовская финифть". Согласно информации на официальном сайте, предприятие было основано в 1918 году, хотя на самом деле художественный промысел зародился здесь еще в XVIII веке.
Ростовская финифть
Что же такое финифть? Само слово в переводе с греческого означает "сияние", "мерцание" и является одной из древнейших разновидностей декора на металлических изделиях. Ростовская финифть относится к живописи по эмали, в процессе создания обычно участвовало 3 мастера - белоготовольщик, живописец и ювелир.
Белоготовольщик создавал основу для будущего произведения, вырезая пластину нужной формы, покрывал ее несколькими слоями эмали с последующими обжигами в печи.
Живописец полупрозрачными мазками расписывал пластину в несколько приемов, обжигая после нанесения нового слоя краски.
Ювелир же заключал полученное изделие в оправу. В результате получались произведения невероятной красоты, которые вы можете увидеть в одноименном музее ростовского кремля или приобрести в одной из многочисленных сувенирных лавок, разбросанных по городу.
Если же машины у вас нет или вам просто не хочется ехать на фабрику, то я предлагаю вернуться на маршрут. Для этого нужно пройти по прямой от выхода из монастыря до пересечения с Ленинской улицей, повернуть направо и шагать до кремля никуда не сворачивая.
По пути вы пройдете мимо дома Плешанова с одноименной гостиницей и рестораном внутри. Сам я там не был, но по отзывам заведение очень достойное.
В соседнем здании расположился небольшой музей ростовского купечества, где вы узнаете о быте известных ростовских купцов, к которым например относился упомянутый в предыдущей части статьи Алексей Кекин.
Ростовский Кремль
- Конюшенный двор
Дойдя до конца улицы Ленина, плавно переходящий в улицу каменный мост вы упретесь в закрытые ворота кремля. Не пугайтесь, вход на территорию осуществляется через Святые ворота, находящиеся налево в 1 минуте ходьбы. Если посмотрите направо то увидите отреставрированное здание конюшенного двора (за забором). Оно является частью музейного комплекса и, судя по всему, с недавних пор туда переехал музей финифти. Еще каких-то 10 лет назад от здания конюшенного двора не было ничего кроме обваливающихся стен без крыши, но теперь здание восстановили, хотя некоторые решения ( например гигантское стеклянное окно на месте недостающего угла здания) выглядят, мягко говоря, неоднозначно. Специально не прикрепляю фотографию - должна же быть хоть какая-то интрига. Своими мыслями можете поделиться в комментариях.
- Успенский собор и звонница
Пройдя через святые ворота вашему взору предстанет старейшее здание музейного комплекса - Успенский собор, построенный в 1512 году. В петровские времена царь повелел снять со стоящей подле собора звонницы колокола и переплавить их на пушечные орудия, но, получив отказ, затребовал довольно большую по тем временам денежную сумму в качестве компенсации. Данное событие практически обанкротило храм, и заморозило ведшиеся строительные работы.
Сам собор открыт для посещения, а если хотите почувствовать себя в роли Ивана Васильевича Бунши, то за дополнительную плату можете подняться на звонницу ( но в колокола не звоните пожалуйста, я пошутил).
Вообще о знаменитом фильме Гайдая вы вспомните еще не один раз - дирекция музея решила сделать это "фишкой" Ростова и не прогадала. Тут и там будут появляться плакаты с кадрами из фильма на фоне исторических декораций, а в начале февраля 2023 года здесь открылась выставка "Иван Васильевич": путешествие во времени", затрагивающая сразу несколько временных промежутков - правление Ивана Грозного; 30е годы, когда Михаил Булгаков писал пьесу "Иван Васильевич", легшую в основу сценария и, наконец 1972 год, когда в этом самом месте проходили съемки любимой картины.
Чтобы попасть на территорию музейного комплекса нужно купить билет. С действующей экспозицией я рекомендую ознакомиться заранее на сайте музея. Здесь есть как постоянные экспозиции, так и временные или сезонные выставки, музеи находящиеся вне территории кремля и до которых нужно довольно долго топать ногами ( тот же музей ростовского купечества), поэтому подходите к выбору с умом. Лично я остановился на едином билете по экспозиции кремля, который стоил 800 рублей.
- Внутренний двор
Пройдя билетный контроль мы попадаете на территорию ростовского кремля. Все что вас окружает было построено в XVII веке в качестве резиденция митрополита Ионы Сысоевича. Часть, в которой мы находимся, именуется архиерейским двором и здесь располагаются следующие объекты: церковь Воскресения (подъем на стены открыт с мая по октябрь), через которую мы вошли, церковь Одигитрии (экспозиция "сокровища ростовского кремля"), церковь Иоанна Богослова, Красная палата (выставки "хвост кометы", "ростовская земля..."), Белая палата (выставка церковных древностей), Самуилов корпус, церковь Спаса на сенях, кладовая палата (выставка "колокола и колокольчики"), Водяная башня (смотровая площадка), дом на погребах (кафе), Судный приказ (бывший музей финифти) и, наконец, проход в митрополичий сад.
Если вы приехали в Ростов в теплое время года, то осмотр я рекомендую начать со стен и надвратных церквей. Для этого войдя на территорию поверните на право в первый дверной проем и покажите билет (его вообще лучше не убирать далеко, при входе нв новую выставку вам каждый раз будут ставить на нем пометку).
- Стены и храмы кремля
Взойдя по лестницы вы окажетесь в первой надвратной церкви Воскресения, построенной в 1670 году, украшенной настенными росписями потрясающей сохранности, которые повествуют о земной жизни Христа, и оригинальными чугунными полами.
Внимательный читатель может увидеть многочисленные выбоины на стенах. Связано это с несовершенством техники нанесения штукатурки в XVII веке: дело в том, что перед нанесением штукатурки в целях ее удержания в стену вбивались так называемые левкасные гвозди, однако из-за перепада температур штукатурка со временем начинала отслаиваться с металлических шляпок. Процесс это, увы, необратим, однако чтобы решить проблему реставраторы уже занимаются заменой старых металлических гвоздей на новые керамические. Результат их деятельности, а также небольшую экспозицию, посвященную данной проблеме, вы увидите в одной из башен далее по маршруту.
Со стен открывается потрясающий вид на все основные здания Архиерейского двора - Самуилов корпус (в лесах), бывший резиденцией митрополита Ионы, Белые и Красные палаты, в которых останавливались государи и государыни и церковь Иоанна Богослова, куда мы и направляемся.
Над западными воротами кремля возвышается пятиглавая церковь Иоанна Богослова, созданная приблизительно в 1683 году, является одной из последних построек митрополита Ионы. Это пожалуй одна из самых совершенных произведений митрополичьих зодчих, вобравшее в себя весь опыт многолетней работы русских мастеров.
Интерьер самой церкви перекликается с интерьером церкви Воскресения. Во время пребывания российских правителей в Ростове данная церковь превращалась в домовую, что несколько отразилось на ее архитектуре,а именно на высоте солеи ( возвышения перед алтарем), она здесь ниже чем в виденной ранее церкви Воскресения. Сюжетно росписи повествуют о житие святого Авраамия Ростовского и Иоанна Богослова, в честь которого и освещен храм, и сходстве их судеб с судьбой самого Христа.
Не смотря на свой почтенный возраст ростовский кремль не первое религиозное сооружение на этом месте. До XVIII рядом с митрополичьим садом располагался Григорьевский монастырь от которого уцелела лишь церковь Григория Богослова. Монастырь во второй половине XIV века состоял при ростовском архиерейском дворе и славился своей библиотекой. Самыми знаменитыми монахами были выдающийся писатель Епифаний Премудрый и Стефан Пермский, обративший зырян (коми-пермяков) в христианство. Кроме Григорьевской церкви об упраздненном монастыре напоминает кустарник, высаженный на месте одного из разрушенных корпусов.
Пройдя по южным стенам кремля и налюбовавшись митрополичьим садом и гладью древнего озера Неро мы попадаем в Белые палаты, созданную около 1675 года по заказу хорошо нам известного митрополита Ионы. Изначально они исполняли роль столовой, однако позднее их роль, как и роль самого ростовского кремля координально изменилась. Связано это с переводом архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль и последующим запустением и разрушением зданий ансамбля. Ко второй половине XIX века ситуация была настолько плачевной, что был разработан план строительства на месте кремля торговых рядов (!), который, к счастью, не был осуществлен. Постепенно просвещенные люди того времени начали писать о культурной и исторической значимости кремля и вскоре по инициативе местных купцов началась грандиозная реставрация, закончившаяся в конце 19 века. Первым отреставрированным в 1883 году объектом стали как раз белые палаты, в которых 10 ноября торжественно открыли ростовский музей (совр. Музей церковных древностей в Белой палате).
Многие из находящихся здесь объектов, а именно стол и стулья, витрины и оконные рамы, иконы - все это является объектами того самого ростовского музея.
О ростовском кремле и его невероятном значении для российской истории не забывали и в советское время, так в 50-60е годы здесь прошла капитальная реставрация ансамбля. Этому событию посвящен отдельный стенд.
Выходя из белых палат мы попадаем в сени, через которые в XVII веке посетители попадали в белые палаты. Здесь располагается небольшая выставка предметов быта - кувшины, формы для пряников, столовая утварь и многое другое.
Выйдя из сеней мы оказываемся на площадке второго этажа перед церковью Спаса Нерукотворного или Спаса на Сенях и митрополичьим хоромами. Когда-то это был домовой храм самого митрополита Ионы. Из трех посещенных нами храмов церковь Спаса на Сенях является наиболее нарядной и хорошо сохранившейся. В отличие от церкви Воскресения здесь практически нет выбоин на росписях, поскольку тысячи старых металлических гвоздей были извлечены и заменены реставраторами на керамические аналоги, а сами росписи успешно отреставрированы. Этот шедевр русского искусства XVII века каждый должен увидеть воочию, поэтому фотографий интерьера прикреплять не буду.
Спустившись с площадки второго этажа прямо перед вами окажутся Красные палаты, а по левую руку - небольшой проход в Митрополичий сад. Если вы уже утомились от ходьбы по лестницам, то рекомендую завернуть в Митрополичий сад. Если еще остались силы то идем прямо в Красные палаты, в здании которых находятся целых три выставки.
- Митрополичий сад
Сад был разбит при митрополите Ионе и с XVI по XIX век на его территории росли яблони, груши, вишни и другие садовые деревья. При нем же он был обнесен кирпичной оградой с небольшим двухэтажным зданием садовых палат, предназначавшихся для хозяйственных нужд. На сегодняшний день это старейшее здание такого назначения в России.
В нем вы можете выпить чаю с травами, собранными в аптекарском огороде и перекусить пряником или коврижкой с яблоками из Митрополичьего сада.
- Красные палаты
Выйдя из сада и повернув налево вы окажетесь перед Государскими хоромами или , как их еще называют, "красными палатами". Их легко узнать по великолепному крыльцу с двумя шатрами, ведущему на второй этаж. Туда мы и направляемся.
Поднявшись на второй этаж слева будет вход на выставку "Хвост кометы", посвященную работам художников начала прошлого века, а справа будет проход к экспозиции "Ростовская земля: с древнейших времен до конца XV века".
"Хвост кометы"
Как уже было сказано на выставке представлены произведения мастеров объединения "бубновый валет" начала прошлого века в таких жанрах как неопримитивизм, кубизм, конструктивизм и супрематизм. Удивительно, но данная экспозиция не является чем-то современным и находится на территории ростовского кремля аж с 1922 года. За прошедшие сто лет часть картин была утрачена, к ним относится в частности работа Ольги Розановой "Хвост кометы", в честь которой и была названа выставка.
К сожалению, я не большой поклонник "искусства" XX века и, по моему мнению, представленная выше картина единственная заслуживает внимания на данной выставке и то только из-за цветового решения. При желании можете купить себе холщовую сумку с ее принтом там же в сувенирном магазинчике.
"Ростовская земля: с древнейших времен до конца XV века"
Как понятно из названия, экспозиция рассказывает о бытности на ростовской земле с тех времен когда по ней бродили мамонты и практически до строительства ансамбля зданий в котором вы находитесь. Всего в экспозиции 6 залов проходя через которые вы перенесетесь из эпохи палеолита к первым ростовским поселенцам и поздним каменным постройкам на этой территории.
Описывать все экспонаты не хватит и целой жизни, поэтому остановлюсь лишь на самых интересных.
Одним из самых ценных артефактов коллекции принято считать западноевропейский меч X века. К сожалению с ним, а точнее с местом его обнаружения, связана довольно грустная история. Найден он был в 1929 году во время разрушения Сарского городища - холма высотой в десять метров на котором находились остатки укрепленного поселения VIII-X веков и могильника - которые были срыты при проведении карьерных работ. На самом мече сохранилась подпись мастера и частицы древесных ножен на клинке. Сарскому городищу и жившему в нем племени меря посвящен отдельный зал экспозиции.
Как напоминание о Владимиро-Суздальском княжестве, частью которого был Ростов, вы можете увидеть улыбающегося льва. Конкретно эти львы (их 2) являлись частью трона князя или епископа и датируются XII-XIII веками. Вообще львов на территории ростовского кремля несколько, как минимум еще один "живет" в Белых палатах, а также их можно встретить в качестве декора некоторых зданий.
Мне почему-то очень приглянулся небольшой образок св. великомученика Никиты Бесогона (3). Хотя святой был и остается очень почитаем в России его изображений я встречал не так уж много.
После осмотра Красных палат направляемся к следующему пункту нашего маршрута,а именно экспозиции "сокровища ростовского кремля".
- Церковь Одигитрии
Вышеупомянутая экспозиция находится в здании церкви Одигитрии. Это было последнее самостоятельное здание кремля, построенное в 1693 году в стиле московского барокко. Ее необычная окраска не является оригинальной и появилась в последней трети XVIII века.
Если вы, как и я, не знаток иконописи, то Одигитрия ("указующая путь") это один из способов изображения Богоматери с младенцем Иисусом, который по преданию придумал евангелист Лука. К одигитриям относятся, например, иконы Казанской и Смоленской Божией матери.
В экспозиции представлены предметы XVII-XVIII веков, выполненные в барочном стиле и стиле рококо. Иконы, книги, предметы для обрядов и богослужений. Все это лучше увидеть чем описывать словами.
Одна из последних на сегодня экспозиций находится в одной из первых построек кремля - судном приказе. В этом здании середины XVII века проходили суды над духовенством ростовской епархии и мирскими людьми по делам, вверенным церковному суду. В наше время на втором этаже этого двухэтажного здания располагается музей финифти.
- Музей финифти
*** с 17 февраля по 4 июня 2023 года экспозиция временно работает в конюшенном дворе ***
Про живопись на эмали или финифть я уже обмолвился в самом начале статьи. Поэтому повторяться не буду. Скажу лишь что коллекция музея начала формироваться со дня его основания в 1883 году и на сегодняшний день является крупнейшим и наиболее полным в мире. Она охватывает периоды с XVIII века, когда финифть зародилась на ростовской земле, до современности. Здесь вы ознакомитесь как с технологией росписи, так и с изменениями в ее тематике, происходившими с течением эпох.
Заключительным штрихом в нашей приключении станет экспозиция "колокола и колокольчики". Выйдя из судного приказа идите прямо и чуть влево. Сразу после башни со смотровой площадкой по левую руку будет обычная дверь, ведущая в кладовую палату.
- Кладовая палата
Когда-то кладовая палата 17 века в которой вы находитесь служила складским помещением - в нее завозили лед, чтобы хранить рыбу, мясо и другие припасы. Сегодня в этом небольшом помещении располагается экспозиция колокола и колокольчики, тематически поделенная на три части: вначале вы увидите этапы изготовления колоколов на Руси, затем познакомитесь с коллекцией так называемых поддужных колоколов и наконец увидите колокола различных эпох и стран производства.
Несмотря на малый размер выставки она является очень информативной и познавательной. Из нее вы узнаете что такое "било", сколько нужно болванок чтобы отлить один колокол, почему поддужные колокольчики появились именно на Валдае и чей колокол победил на промышленной выставке в Чикаго.
- Итог
На этом я бы хотел окончить свое повествование, так как статья и так уже вышла больше чем я ожидал и превратилось из короткого и легкого поста в довольно подробный путеводитель. Выходя из ворот ростовского кремля я испытывал чувство приятной усталости и перенасыщенности впечатлениями.
Ростов Великий это потрясающий маленький город, один из сотен вокруг Москвы и один из тысяч по всей России, которому нужны огромные деньги на восстановление и поддержание своей красоты, и, судя по Конюшенному двору и торговым рядам, эти деньги в него вкладываются. Возможно когда-нибудь в городском парке снова появится фонтан, а в Ротонде снова будут давать концерты, в торговых рядах будут проходить ярмарки и в город вернется жизнь. Поживем увидим. А пока я медленно бреду в направлении вокзала чтобы сесть на электричку и тем же вечером оказаться уже в Ярославле.
PS
Не реклама, но если решите насладиться русской кухней, то заходите в кафе "Алеша Попович". Оно находится в минуте ходьбы от кремля и цены там очень приятные. Все что вы видите ниже плюс чайник с чаем обошлось мне в 800 рублей. При подготовке к написанию статьи я решил проверить их меню и наткнулся на интересное предложение, а именно чаепитие в русском стиле с самоваром, баранками и вареньем. Для любителей покрепче есть дегустация настоек, но знайте пожалуйста свою меру.
Путешествуйте по России и до новых встреч!!!