Друзья! Вашему вниманию предлагается рассказ подписчика Дмитрия Волкова о своем дяде — Волкове Антолии Михайловиче, командире танковой роты легендарных «тридцатьчетверок», принимавшем участие в боях за Витебск в сорок первом и Харьков в сорок втором, участвовавшем в битвах за Москву и Сталинград, а также в знаменитом танковом сражении на Курской дуге.
Рассказ будет состоять из нескольких частей. Сегодня — часть шестая (заключительная).
После прохоровского сражения 5-й гвардейский механизированный корпус остался главной ударной силой армии со всеми вытекающими отсюда решениями командарма 5-й гвардейской танковой армии. Главная сила всегда на острие.
Корпус был введён в сражение утром 4 августа и наступал в направлении Бессоновки, Золочёва, но в середине дня перенацелен на направление в район населенных пунктов ГрязноЕ (Грезное), Таврово. Фрицы отчаянно сопротивлялись. Весь день 5 августа, 51-й гвардейский танковый полк совместно со стрелками 10-й гвардейской механизированной бригады и с 35-й механизированной бригадой 1-го механизированного корпуса вели ожесточённый бой за село Грезное Прохоровского района, важный в тактическом отношении населённый пункт.
В тот же день нашими войсками освобождён Белгород, а на северном фасе — Орёл. 5 августа 1943 года в честь освобождения Орла и Белгорода произведён артиллерийский салют — первый в истории Великой Отечественной войны.
На южном фасе наступление двинулось на Харьков, который был воротами на Левобережную Украину.
В фильме «Освобождение. Огненная Дуга» есть сцена, где командир 19-й немецкой танковой дивизии докладывает Манштейну: «Моей дивизии нет», и после кончает жизнь самоубийством. Так показано в кино, а в действительности генерал-лейтенант Шмидт застрелился 7 августа 1943 года после окружения штаба дивизии советскими подразделениями во избежание плена. В разгроме дивизии есть и частица Толиной заслуги. С ней он бился южнее Прохоровки и ранее — в ноябре 1941 под Подольском.
Танковые части 5-й гвардейской танковой армии и 1-й танковой армии (командующий — генерал-лейтенант Катуков М. Е.) наступали между городами Богодуховом и Харьковом. Немецкая авиация непрерывно бомбила боевые порядки наших частей, дороги, места сосредоточения войск группами от 20 до 60 самолётов. Сёла переходили из рук в руки. Упорно оборонялась 3-я танковая дивизия противника.
1-я гвардейская танковая армия 7 августа взяв Богодухов и развив наступление, 11 августа достигла и перерезала железнодорожные линии Харьков - Полтава и Харьков - Красноград, но через несколько дней, не выдержав немецкого контрудара, отступила на 20 км к Богодухову.
В контрударе участвовали в пожарном порядке стянутые с других участков фронта части, в том числе дивизия «Великая Германия», переброшенные из Донбасса «старые знакомые» по Павлограду и Прохоровке — части дивизий СС «Дас Райх», «Мёртвая голова» и взятая из резерва дивизия СС «Викинг», которые с двух направлений атаковали 1-ю танковую армию. На помощь соседу пришли войска 5-й гвардейской танковой армии. Здесь, под Богодуховом, 6 суток шли тяжелейшие бои.
С 7 августа 10 гвардейская механизированная бригада вела бой в районе ж/д станции Слатино в 29 км северо-западнее Харькова, как видно на прилагаемой к рассказу штабной схеме (07-09.08.43). Эта схема отражает дислокацию перед последним боем Анатолия в районе деревни Мироновки.
10 августа 1943 Толя погиб в бою. Танковая рота наступала на опорный пункт гитлеровцев. На схеме чётко обозначен синим карандашом вражеский оборонительный рубеж.
Начался бой. Тридцатьчетвёрка была подбита и потеряла ход. Выбравшись из повреждённой машины, он заметил, что из находившегося недалеко деревенского дома ведётся огонь по нашей наступающей пехоте и танкам. Решил, что справится с немецким стрелком броском гранаты, а дом останется при этом целым. Но приблизившись к дому, Толя попал под огонь притаившегося в засаде немца...
Так рассказали матери о последних минутах сына его боевые товарищи.
В «Боевом донесении № 137» командира 5-го гвардейского механизированного корпуса генерал-майора Скворцова (на 22:00 09 августа 1943 года) указано:
«...погибли 8 лучших командиров стрелковых батальонов, 2 командира бригад, вышли из строя 2 начальника штаба, в мех. бригадах осталось 4-5 Т-34, 6-8 Т-70, в стрелковых батальонах 2-2,5 роты...»
В ходе операции корпус потерял более 90% танков от числа, с которым 12 июля его бригады вступили в бой. 23 августа Харьков был освобождён, но центр простреливался артиллерией противника, а бои на южных окраинах шли до конца месяца.
Контратаки продолжались вплоть до утра 29 августа, когда фашистская танковая группа с пехотой в ночном бою едва не прорвалась в центр, но была остановлена в районе улицы Кирова (ныне район автовокзала). Это был манёвр для отвлечения внимания от отходящих на запад основных немецких сил. Вскоре противник под угрозой окружения окончательно отступил от города.
Памятный митинг в центре города, на котором выступал Хрущёв Н. С. с победной речью, присутствовали Жуков Г. К. и Конев И. С., был проведён только 30 августа 1943. Этот митинг и речь Хрущёва запечатлены на киноплёнке.
23 августа 1943 года в Москве был дан салют в честь освобождения Харькова.
Победа была вырвана дорогой ценой в злых боях июля-августа 1943.
В 1948 мама Анатолия (моя бабушка) с моим отцом приехали на Украину искать могилу погибшего в бою сына и брата. В селе местные отворачивались и цедили: «Шукай, шукай!..» (Ищи, ищи!). Они просто смеялись! С болью вспоминая эту поездку много лет спустя, её возмущало такое отношение к павшим. Тогда могилу всё-таки нашли.
Наш дорогой дядя Анатолий Михайлович отдал свою жизнь за эту победу в 1943, он сделал всё, что мог для Победы в 1945!
«...Нас извлекут из-под обломков,
Про ордена зачтут приказ
И залпы башенных орудий
В Последний Путь проводят нас...»
Волков Анатолий Михайлович убит в бою 10 августа 1943 года под Харьковом. Похоронен, согласно полученной справки из Центрального Архива Министерства Обороны, в могиле в 2-х км северо-восточнее Мироновки Харьковской области – точно на границе Золочёвского и Дергачёвского районов. Это было временное захоронение. Сегодня удалось выяснить, что захоронен наш дядя Толя в селе Черноглазовке. Но его имени на памятнике нет.
«...хоть там и числится только 140 человек, это не так. Количество имен было ограничено размерами памятника, должно быть на два порядка больше»
— комментарий поисковика Лебедева Ивана Анатольевича из Севастополя на мой запрос.
СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ, ПАВШИМ ЗА НАШУ РОДИНУ!
Дмитрий ВОЛКОВ, племянник
Опубликовано с разрешения автора. Оригинал: https://www.moypolk.ru/soldier/volkov-anatoliy-mihaylovich
☆ ☆ ☆