Спорт, как и любая другая деятельность, в которую вовлечен человек, сопряжена с негативными явлениями. Противодействовать любому негативному явлению можно с помощью права. Не сложно вспомнить о допинге, который так часто используется в спорте, различные коррупционные схемы, нарушение общественного порядка проведения соревнований, смена пола, ради участия в более простых соревнованиях и весовых категориях (данная норма перестала порицаться, как обществом, так и правилами). Именно поэтому, вопрос ответственности в спорте, является одни из самых актуальных.
Российское право имеет четыре вида юридической ответственности: уголовная, административно-правовая, гражданско-правовая и дисциплинарная. Все перечисленные виды ответственности имеют свое отражение в сфере спорта. Также помимо нарушений, за которые устанавливается ответственность, названных видов в рамках соответствующих отраслей права, возникают вопросы о статусе ответственности, не предусмотренной перечисленными отраслями права, за иные нарушения.
Для анализа вопроса об ответственности в сфере физической культуры и спорта использованы общенаучные методы (обобщение, сравнение, синтез, анализ, индукция, дедукция, абстрагирование, системно-структурный и др.). Используя метод индукции, анализируя общие подходы к пониманию юридической ответственности, распространенные в теории права последних лет, авторы приходят к заключению о том, что в данный период времени можно ставить вопрос о признании спортивной ответственности самостоятельным видом юридической ответственности, выделяемым наряду с другими видами ответственности. С помощью системно-структурного метода через анализ признаков юридической ответственности, доказаны самостоятельность и относительная автономность спортивной ответственности, а также проведено разграничение с другими видами ответственности, наступающей за нарушение в сфере физической культуры и спорта. Посредством критического анализа исследуются вызывающие сомнения позиции, высказанные в литературе относительно невозможности отнесения спортивной ответственности к видам юридической ответственности. Кроме того, использованы некоторые частно-научные методы. С помощью формально-юридического метода проведен комплексный анализ понятий ответственность за нарушения в сфере физической культуры и спорта и спортивная ответственность. В целях выявления положительного опыта других стран использован сравнительно-правовой метод.
Теперь рассмотрим все сферы применения четырех видов ответственности за нарушения в области физической культуры и спорта. Административная ответственность может наступить за целый ряд нарушений в области физической культуры и спорта. Так, ст. 6.18 КоАП РФ закрепляет ответственность за нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним. Ст. 6.22 КоАП РФ – за нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях. Ст. 20.31 КоАП РФ – за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований (сами правила утверждены Постановлением Правительства РФ № 1156 от 16 декабря 2013 года). Ст 20.32 КоАП РФ – за нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований. Среди других видов наказаний КоАП РФ называет административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Это новый вид административного наказания, назначаемый за административные правонарушения в сфере спорта и представляющий собой временный запрет гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований (устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований).
А. Н. Миронов и Т. И. Чембарисов справедливо отмечают, что административная ответственность в сфере физической культуры и спорта не ограничивается применением специально предусмотренных для этого составов административных правонарушений. Например, организаторы физкультурного или спортивного мероприятия и собственники спортивных сооружений несут обязанности по выполнению большого количества правил и норм. Среди них «требования пожарной безопасности, ответственность за нарушение которых предусматривается ст. 20.4 КоАП РФ; санитарно-эпидемиологические нормы, санкция за нарушение которых предусматривается ст. 6.4 КоАП РФ; нормы официального использования государственных символов Российской Федерации ответственность за нарушение порядка использования которых предусмотрена ст. 17.10 КоАП РФ и другие». Также имеются административные правонарушения, за совершение которых могут понести наказание и зрители. Статья 20.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за мелкое хулиганство, которое может быть совершено, например, на стадионе; ст. 20.21 КоАП РФ – за появление на улице, стадионе и в ином общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
Уголовная ответственность за преступления в сфере спорта может наступить за совершение преступлений, предусмотренных статьями 230.1 и 230.2 УК РФ, т. е. за склонение спортсмена к использованию субстанций и (или) методов, запрещенных в спорте, или за применение в отношении спортсмена запрещенных субстанций и (или) методов. Следует заметить, что за использование допинга спортсменом по своему желанию не установлена ни уголовная, ни административная ответственность. Также на объектах физической культуры и спорта могут быть совершены и другие преступления, в частности террористический акт, ответственность за который предусмотрена ст. 2з05 УК РФ.
Поскольку спортсмены и тренеры по своему правовому статусу могут являться работниками, то на них распространяются нормы трудового законодательства. Например, их основные права и обязанности установлены ст. 21 ТК РФ. Глава 54.1 ТК РФ устанавливает особенности регулирования труда спортсменов и тренеров. Так, ст. 348.2 ТК РФ закрепляет особенности заключения трудовых договоров со спортсменами и тренерами; ст. 348.5 ТК РФ содержит нормы об отстранении спортсмена от участия в спортивных соревнованиях; ст. 348.13 ТК РФ закрепляет особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров спортсменов, тренеров в профессиональном спорте и спорте высших достижений. Следовательно, возможна и дисциплинарная ответственность спортсменов и тренеров, предусмотренная трудовым законодательством. Например, в соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, предусматриваются такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Так, спортсмены или тренеры могут быть уволены в качестве меры дисциплинарного воздействия за прогул; появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; совершение по месту работы хищения чужого имущества; растраты; нарушение требований охраны труда, если оно повлекло тяжкие последствия.
Положения о гражданско-правовой ответственности содержатся в Гражданском кодексе РФ, в частности в гл. 59 ГК РФ. Физкультурно-спортивные организации; юридические лица; граждане, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта как физические лица (спортсмены, тренеры, судьи и другие участники спортивных отношений), являясь субъектами права, достаточно часто вступают в договорные отношения с другими юридическими и физическими лицами, иногда причиняют материальный вред юридическим и физическим лицам, реализующим спортивную деятельность; вред здоровью граждан. Названные субъекты могут выступать и в качестве потерпевших, и в качестве повинных в причинении вреда. Так, например, по договору об оказании спортивно-зрелищной услуги организатор обязуется оказать данную услугу зрителю, а тот – ее оплатить. Пункт 15 Постановления Правительства РФ № 1156 от 16.12.2013 «Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований» содержит следующее правило: лица, которые не соблюдают требования или отказываются от их соблюдения, не допускаются в места проведения официальных спортивных соревнований, могут быть удалены из них или привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Такая санкция имеет гражданско-правовую природу.
Однако необходимо признать, что спортивные отношения являются весьма специфичными, а степень их правовой урегулированности к настоящему моменту достигла того уровня, когда возможно говорить о понятии спортивная ответственность.
Пункт 4 ст. 25 ФЗ № 329-ФЗ от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 329-ФЗ) содержит следующее положение: «Правила видов спорта утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом требований международных спортивных организаций». Это позволяет причислить правила видов спорта к одному из видов нормативно-правовых актов. Так, например, приказом Министерства спорта РФ № 6 от 09.01.2017 утверждены правила биатлона. Следовательно, ответственность, наступающая за их нарушение, является юридической. В литературе предлагается наряду с четырьмя вышеназванными видами ответственности выделять специальный вид юридической ответственности – спортивно-соревновательную. И. М. Амиров отмечает, что игра рукой и положение вне игры будут считаться нарушением правил футбола; фальстарт – нарушением в легкой атлетике и плавании; заступ за линию измерения или касание ее – в прыжках в длину. «Примерами санкций этого вида ответственности служат: …назначение пенальти (в футболе), буллитов (в хоккее), начисления сопернику нарушителя баллов, как за результативное действие (в единоборствах), временное удаление одного из игроков команды (например, в хоккее…), удаление до конца матча (в игровых видах спорта), дисквалификация со схватки и (или) с соревнования (в единоборствах)».
Е. Л. Кузьмин и А. А. Кущ отмечают необходимость внесения изменений в ФЗ № 329-ФЗ, результатом чего стала бы выделенная глава, посвященная спортивной ответственности, наступающей в случаях нарушений, допускаемых участниками спортивных соревнований. Это позволило бы ввести такие понятия, как спортивная ответственность и спортивные правонарушения.
Представленный подход является дискуссионным и встречает критику со стороны других исследователей. Ю. Э. Стрекалова пишет, что ответственность в спорте нельзя охарактеризовать как общеобязательную; она распространяется только на тех, кто принял на себя какие-либо обязательства, ввиду чего ей свойственен корпоративный характер. Это означает, что спортивные санкции применяются не государственным органом, а дисциплинарным комитетом по соответствующему виду спорта. Некоторые исследователи заявляют о том, что не представляется возможным отнести спортивные санкции к мерам юридической ответственности. Это связано с тем, что для наложения они не требуют решения специализированного государственного органа, нужно лишь решение спортивного арбитра, исполняемое на соревновании. Такие санкции, по мнению А. В. Ерофеева, направлены на соблюдение правил конкретных видов спорта и не могут нести никаких правовых последствий, а нарушитель просто поставлен в менее выгодное положение, чем его соперник. Другие авторы высказывают непоследовательную позицию относительно статуса спортивной ответственности. Так, Ю. В. Зайцев, рассмотрев признаки юридической ответственности и проведя ее сравнение со спортивной ответственностью, приходит к выводу: т. к. спортивная ответственность не основывается на принципе именно государственного принуждения, и санкция применяется к спортсмену не от имени государства, то спортивную ответственность нельзя рассматривать как самостоятельный вид юридической ответственности. Однако далее исследователь анализирует спортивную ответственность в ключе всех атрибутов юридической ответственности.
Статья 2 ФЗ № 329-ФЗ дает определение спортивной дисквалификации как «спортивной санкции… за нарушение правил вида спорта, положений (регламентов) спортивных соревнований, антидопинговых правил, норм и требований, утвержденных международными спортивными организациями, общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, иными организаторами спортивных соревнований». Получается, что спортивная дисквалификация является спортивной санкцией и может применяться за нарушение антидопинговых правил. Это дало основание А. В. Чеботареву заключить, что спортивная дисквалификация, являющаяся спортивной санкцией, – это результат применения спортивной ответственности, а значит, спортивную ответственность за нарушение антидопинговых правил можно причислить к правовой. В соответствии с п. 1.3.2 Общероссийских антидопинговых правил, утвержденных Министерством спорта РФ 11.12.2020, общероссийские спортивные федерации и профессиональные спортивные лиги в целях борьбы с допингом применяют санкции (в том числе спортивную дисквалификацию). Нормы об ответственности за нарушение антидопинговых правил содержатся во Всемирном антидопинговом кодексе. Так, предусмотрены предупреждение, аннулирование результатов, дисквалификация спортсмена или тренера, дисквалификация всей команды при наличии некоторых обстоятельств. А. Ю. Мокрова изучает справедливость применения в спорте одного из важнейших принципов – коллективизма (общности и солидарности), обозначенного в преамбуле Всемирного антидопингового кодекса и в ст. 1.2 Общероссийских антидопинговых правил. Автор замечает: хотя отстранение от олимпийских игр сборных команд практикуется давно, вопрос о целесообразности применения принципа коллективной ответственности ставится специалистами под сомнение. Исследователь считает его оправданным только при аннулировании результатов в командных видах спорта.
Мы полагаем, что спортивную ответственность в настоящее время можно рассматривать как самостоятельный вид юридической ответственности, однако необходимо разработать вопрос о содержании этого понятия. И. С. Штода указывает на то, что по своим признакам спортивная ответственность соответствует признакам юридической ответственности. Например, заключается в неблагоприятных для нарушителя последствиях, применяется специально уполномоченным лицом, предусматривается правовыми актами. В отношении последнего признака следует отметить, что в мировой практике уже существуют Спортивные кодексы (например, во Франции и Бразилии), а в России идут споры о необходимости кодификации законодательства в этой области. Однако важным признаком юридической ответственности является ее наложение от имени государства, что просматривается не во всех случаях применения негативных последствий нарушений спортивного законодательства. Но и к дисциплинарной ответственности работник привлекается работодателем, а гражданско-правовая ответственность может наступать по соглашению сторон. Следовательно, наложение от имени государства означает не только и не столько применение санкции специальным государственным субъектом (как, например, характерно для уголовной ответственности), сколько факт санкционирования государством, в том числе специально уполномоченными государственными органами, к которым относится и Правительство РФ, и другие органы исполнительной власти. Такое санкционирование в спортивной ответственности имеет место путем формирования свода необходимых правил в нормативных актах различного уровня и наделения специальных субъектов правом применять особые санкции в силу специфики рассматриваемой сферы.
В специальной литературе такая позиция не является самой распространенной. Тем не менее М. О. Буянова отмечает, что спортивная ответственность базируется на государственном принуждении, применение санкций в спорте соответствует выраженной воле государства, следовательно, спортивная ответственность является юридической ответственностью. Другие авторы пишут о том, что на данный момент спортивную ответственность нельзя отнести к видам правовой ответственности, но со временем она, возможно, «займет место в одном ряду с иными видами юридической ответственности». М. Г. Князькова и М. Л. Кортиев заключают, что «любое нарушение будь то в уголовной или спортивной сфере, должно иметь соответствующий механизм привлечения к ответственности» и урегулированность, поскольку природа спортивной ответственности является спорной.
Для закрепления самостоятельного статуса спортивной ответственности как вида юридической ответственности в настоящее время необходима детальная проработка вопроса с целью последующего утверждения в законодательстве, в частности при формировании содержания Спортивного кодекса РФ. Единообразному подходу к трактовке анализируемого понятия способствовало бы закрепление вопросов спортивной ответственности в отдельном структурном элементе Спортивного кодекса РФ (главе или разделе). При этом мы не предлагаем в одном документе аккумулировать все нормы, на основании которых возможна ответственность в сфере спорта, оставляя абсолютную автономность за нормами в сфере административной, уголовной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности. Но в силу достаточной специфики некоторых норм в области физической культуры и спорта предлагаем в отдельном акте выделить нормы, касающиеся спортивной ответственности. Иными словами, нельзя допустить смешивания спортивной ответственности и ответственности, наступающей за нарушения в сфере физической культуры и спорта (совершаемые в том числе на объектах физической культуры и спорта), которая предусмотрена другими отраслями права. В рамках достижения цели необходимо разработать трактовку понятия спортивная ответственность, назвать ее цели, определить основания наступления и др. Такой подход мог бы стать еще одним шагом к формированию спортивного права как самостоятельной отрасли российского права.