Найти тему

На высоте

КАК ОВЛАДЕТЬ РАБОЧЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ СВОЕЙ МЕЧТЫ, ЗНАЕТ МИХАИЛ БУХАНЦЕВ

Ближе него к облакам, пожалуй, только пилоты. Он восходил на самые высокие гидросооружения Евразии и участвовал в монтаже крупных знаковых российских объектов. Последние десять лет промышленный альпинист Михаил Буханцев продуктивно совмещает работу практика с деятельностью наставника и разрабатывает отраслевые методические рекомендации в составе команды Центра промышленной безопасности «АЛАНДР».

Михаил — человек позитивный, открытый и волевой. Родители думали: он станет врачом, четвертым поколением в медицинской династии из Новосибирска, города, который традиционно был и остается медицинским центром восточной части России. Но он, увлекшись «чистой» математикой и, как сам шутит, выбрав путь наименьшего сопротивления, пошел в педагогический вуз. Потом была армия. Спецназ. Мощнейшая подготовка, в том числе на высоте. «В целом интерес к альпинизму у меня развивался по классической схеме. Когда мне исполнилось, наверное, лет девять, отец стал брать меня в туристические пешие походы. Мы ежегодно совершали какие-то восхождения и путешествия. Алтайский край, Кузнецкий Алатау, Хакасия… Где только не побывали! Но связывать свою жизнь с альпинизмом я тогда и не думал. А в армии произошел щелчок. После армии я некоторое время трудился на авиационном заводе, занимался испытанием авиационных систем. Высота манила все больше. И желание заняться промышленным альпинизмом окончательно сформировалось. Захотелось то увлечение детства сделать не хобби, а профессией. Причем почувствовал: хочу не просто на высотных объектах работать, но и дорасти впоследствии до уровня инструктора», — вспоминает Михаил Буханцев.

Цель определена. Осталось выбрать средства. Михаил нашел центр промальпа в Новосибирске, куда и поступил на обучение.

«Помню, пришел — деловой, с опытом горных восхождений и серьезной спецназовской подготовкой. И спрашиваю у моего будущего наставника на первом же занятии: «А как у вас инструктором стать?» Я же вроде уже многое знаю и умею, быстренько, думаю, подучусь. И все. Он опытный. Говорит: «Давай, ты попробуешь, а потом будем дальше обсуждать, потому что промышленный альпинизм отличается от того, с чем ты сталкивался в спортивном». Мне понравилось. На несколько лет я плотно окунулся в профессию, а после уже стал делать первые шаги и в качестве инструктора», — рассказывает Михаил.

В чем разница между промышленным и спортивным альпинизмом, какие нюансы есть в альпинизме, которым занимаются военные и МЧС, он теперь знает не понаслышке. Желание развиваться позволило ему попробовать себя не только в теории, но и на практике по разным направлениям промальпа. С тонкостями и нюансами знакомит новичков и инструкторов в рамках своей работы в Центре промышленной безопасности «АЛАНДР», с которым в качестве инструктора и разработчика методических рекомендаций сотрудничает уже много лет.

-2

«Мне преподавательское направление моей деятельности нравится ничуть не меньше, чем работа непосредственно на объектах. Думаю, имеют значение и работодатель, и среда, в которой ты работаешь. В нашем центре, например, и техническое оснащение на уровне, и команда молодая — у всех глаза горят делом, воодушевление, поддержка. Это очень важно. Здесь и преподавателям, и ученикам интересно. А мне приятно делиться тем, что уже знаю и умею сам, систематизировать полученные навыки, нести пользу тем, кто решил связать себя с промышленным альпинизмом. И самому у учеников учиться. Это всегда продуктивный диалог для обеих сторон. У меня ученики уже по всей России, в Киргизии, Казахстане. Но самое приятное для меня в педагогической деятельности то, что она подразумевает постоянную подготовку, отслеживание новых веяний и оборудования, изменений в законодательстве. Это как бездонная бочка со сладостями — мне интересно познавать что-то новое», — говорит Михаил. На вопрос, нужна ли серьезная физическая подготовка человеку, который решил обучаться мастерству пром-альпа, Михаил отвечает: спортсменом быть не нужно. Достаточно просто держать себя в форме и тонусе. Из опыта замечает: часто идут те, кто когда-то занимался горными восхождениями.

«Конечно, есть много нюансов. Но если крупными мазками обрисовать, то выделю две большие категории. Те, кто уже имеет какое-то представление об альпинизме или строительстве и решил монетизировать свои навыки и умения. А есть те, кто слышал о «космических» заработках в профессии и думает: сейчас быстро научусь и буду много-много зарабатывать. Вторые, как правило, концентрируясь на потенциальной финансовой стороне, забывают, что помимо получения специальности промышленного альпиниста нужно владеть смежными специальностями и навыками из строительно-монтажной сферы. И те, кто не готовы развиваться, а хотят «быстро», «здесь и сейчас» всего и сразу, в итоге из отрасли выпадают», — отмечает инструктор. Свою преподавательскую деятельность Михаил Буханцев совмещает с активной практической работой на действующих промышленных объектах. Среди них — Березовская ГРЭС с самой высокой трубой в Европе, Саяно-Шушенская ГЭС, где Михаилу удалось поработать и на гребне, и внутри плотины. Он работал на втором в мире по величине газопереработки Амурском газоперерабатывающем заводе, работал в Мурманске на плавучих заводах (проект компании «НОВАТЭК») и в столице Республики Тыва — городе Кызыле, который покорил Михаила сосредоточием практически всех климатических зон, имеющихся в стране.

Романтика. «Безусловно. Всепоглощающая, — смеется Михаил. — Знаете, когда меня спрашивают, откуда я, уже не говорю, что из Новосибирска. А отвечаю: из самолета. По факту живу в любовном треугольнике: я — семья — промышленный альпинизм. И мечтаю, что когда-нибудь те прекрасные места, с которыми я познакомился благодаря работе, смогу показать своей семье, неспешно прогуляться по этим городам и республикам России вместе с женой».

Источник: отраслевой журнал "Вестник. Строительство. Архитектура. Инфраструктура" (https://vestnikstroy.ru/articles/building/na-vysote/)