Вообще говоря, атэми (ударные техники) в корю (старинных стилях) дзюдзюцу редко включают ударную технику, подобную сэйкэн-дзуки в каратэ. Сэйкен-дзуки - это техника, при которой кулак держится сбоку от тела ладонью вверх, а затем тыльная сторона руки поворачивается вверх, в то время как кулак вращается внутрь для нанесения удара. В дзюдзюцу, с другой стороны, часто используется татэ-кен (вертикальный кулак) или ура-дзуки (удар ладонью, направленной вверх).
В дзюдзюцу кулак обычно сжимается, закрывая большой палец остальными четырьмя пальцами, а локоть не разгибается полностью, как показано выше. Согласно Такахаси Кен, ударный стиль Такэды Сокаку был похож на стиль корю дзюдзюцу:
Ударные техники предыдущего мастера Такеды включали такие уникальные приемы, как удар локтем и удар сюто (удар рукой-ножом). Однако "удар" мастера Такеды обычно представлял собой "удар" ладонью или "удар" большим пальцем кулака, направленным вверх (вертикальный удар кулаком в каратэ). Оба этих удара были характерны для корю дзюдзюцу, и в нем не было сэйкэн-дзуки, как в каратэ, где удар наносится скручиванием кулака и ударом тыльной стороной ладони вверх.
Кроме того, Такэда Сокаку сжимал кулаки в манере корю дзюдзюцу, обхватывая большие пальцы.
Как показано на фотографиях выше, удар, при котором уке (атакующий) сначала располагает левую руку вниз, затем выполняет сэйкэн-дзуки правой рукой из положения хики-тэ (тянущая рука) и одновременно располагает левую руку в хики-тэ, похож на удар в каратэ.
Группа техник под названием "Содэн" (буквально, вся передача) - это группа техник, передаваемых по наследству от Хисы Такумы (1895-1980). Хиса учился у Такэды Сокаку и у Уэсибы Морихэя, который еще не был независимым, фотографировал изученные им техники и собрал их в 11-томную книгу "Содэн" с комментариями.
В корю дзюдзюцу, рука, противоположная бьющей руке, часто удерживается перед талией, а не принимается в положении хики-тэ, как в каратэ.
Техники, которым Такэда обучал Хису в додзё газеты "Асахи", не обязательно совпадали с теми, что описаны в книге. Однако его сын, Такэда Токимунэ, заверил учеников Дайто-рю, что техники в "Содэн" действительно преподавались Такэдой Сокаку. Из этого следует, что удары, похожие на карате, в Содэн были техниками, которым обучал Такэда или Уэсиба.
Кроме того, на довоенной фотографии Уэсиба изображен с кулаками, похожими на кулаки каратиста.
Фотография выше была сделана в то время, когда Уэсиба стремился к независимости от Дайто-рю. Вопрос о том, были ли эти удары и кулаки в стиле каратэ переданы от Такэды, должен быть тщательно рассмотрен. Сохранилось мало фотографий реальных приемов Такэды, поэтому трудно определить, были ли эти приемы переданы самим Такэдой или добавлены его учениками. Кроме того, в случае послевоенных демонстраций, если исполнитель имел опыт каратэ, возможно, что "привычки" каратэ могли проявиться бессознательно.
Если удары в стиле каратэ и способы постановки кулаков были переданы от Такэды, были ли они результатом его "обучения боевым искусствам" на Окинаве? В конце эпохи Тайсё (1912-1926) Фунакоси Гичин и Мотобу Чоки начали преподавать каратэ в Токио и Осаке, и независимо от того, посещал ли Такэда их додзё непосредственно, у него могла быть возможность увидеть каратэ в действии. Кроме того, одним из учеников Такэды был Сато Кэйсукэ (ученик Фунакоси Гичина), так что через него тоже был контакт с каратэ.
В атэми Дайто-рю чаще всего используются сюто (рука-нож), вертикальный кулак и ура-дзуки, но, как и в корю-дзюцу, их применение является лишь вспомогательным и не направлено на победу над противником только с помощью атэми.
Однако, как уже говорилось выше, в некоторых случаях можно встретить и каратеподобные техники ударов и сжимания кулаков. Техники ударов ногами также используются в Дайто-рю. Техники ударов ногами также встречаются в корю, но их применение более ограничено, чем ударов руками. В айкидо Уэсибы техники ударов ногами были исключены.
В 1879 году, когда Такэда, как говорят, отправился на Окинаву, ни термина каратэ (空手, пустая рука), ни термина каратэ (唐手, китайская рука) еще не существовало, и обычно использовался термин ти (手, рука) с категориями окинава-тэ и тодэ (唐手, китайская рука).
В любом случае, вполне возможно, что Такэда Сокаку испытал влияние окинавских боевых искусств, но трудно отличить разницу от дополнений, сделанных его учениками, поэтому следует внимательно отнестись к этому вопросу. При написании этой статьи я также поинтересовался мнением некоторых учеников Мотобу-рю, практикующих Дайто-рю и Корю-дзюцу.
Ссылки
Хираками Нобуюки, Секретные техники Корю Дзюдзюцу, Airyūō, 1992.
——————————————-
Автор - Мотобу Наоки.
Перевод и редакция - Станислав Копин.