Найти в Дзене

Для кого отмена? Как Запад лишает себя шедевров русского искусства

Оглавление
   Для кого отмена? Как Запад лишает себя шедевров русского искусства
Для кого отмена? Как Запад лишает себя шедевров русского искусства

Русский музей в Петербурге отмечает 125-летие. В его залах и запасниках сосредоточена самая крупная в стране коллекция национального изобразительного искусства. И сейчас на фоне попыток отмены русской культуры в странах Запада становится очевидно – инициаторы этой кампании обкрадывают сами себя, поскольку российское искусство отменить невозможно. Чем музей будет удивлять публику, и почему сотрудники спокойны за нашу молодежь? Об этом spb.aif.ru рассказала заместитель генерального директора по научной работе ГРМ Евгения Петрова.

Открыт для широкой публики

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Евгения Николаевна, раскройте тайну: весной 2020-го мы уже праздновали 125 лет создания Русского музея. Сейчас – снова отмечаем эту дату. В чем разница?

Евгения Петрова: Разница большая. 25 апреля 1895 года Николай II подписал указ «Об учреждении Русского музея». На высоком уровне было решено собрать и показать в первом государственном музее лучшие образцы национального искусства. Сам царь передал для будущего собрания свыше 300 полотен, дары поступали и со всей России. Не случайно говорили, что музей создавали всем миром, от крестьян до императоров. В списках меценатов купец Плюшкин и сенатор Лихачев, княгиня Тенишева, князь Лобанов-Ростовский, сотни других фамилий. И вот в марте 1898-го музей был открыт для широкой публики. Эту дату мы отмечали 19 марта и будем к ней возвращаться на протяжении всего года.

– Сегодня ГРМ – огромный комплекс, куда входят несколько дворцов, Инженерный замок, Домик Петра Первого, Летний и Михайловский сады. Как удается грамотно содержать и развивать такие знаковые объекты?

– Вы говорите о дворцах, а я вспоминаю, в каком виде они нам достались. Это кошмар! Практически в каждом ранее размещались различные учреждения, в том числе военные. С историческими интерьерами они не церемонились. Мы увидели сплошные «клетушки», возникшие в результате перепланировки, провода, гирляндами висящие на потолках и стенах, протечки, вырванные «с мясом» розетки. Ни одного «готового» здания не было, все пришлось многие годы реставрировать, и эта работа еще не закончена.

– Вы как-то сказали, что у каждого дворца Русского музея должно быть «свое лицо». Что они должны быть узнаваемыми и отличаться друг от друга. Удалось решить задачу?

– Считаю, в значительной мере (хотя еще не до конца) удалось. Сегодня Михайловский дворец и корпус Бенуа отданы под историю русского искусства, от иконописи до XX века. В Мраморном дворце, который мы получили последним, в основном экспонируется современная живопись. В Инженерном замке представлена история царского рода Романовых и открыта экспозиция «Лица России». В Строгановском сделан акцент на прикладное искусство, реконструирована часть фамильной коллекции.

А Летний сад? Мы получили его, когда там в буквальном смысле падали деревья, и нам пришлось вынимать поврежденные и сажать новые. И если бы не большие реставрационные работы, могли потерять этот памятник садового искусства. Сейчас сад спасен и развивается, хорошо себя чувствует и наш патриарх – дуб, который посадил Петр Первый. Ему 364 года.

– Русский музей открыл немало своих центров по всей России, вплоть до Антарктиды. В каких регионах работают филиалы? Насколько заметными там становятся выставки РМ?

– По нашим методикам работает свыше 50 регионов. Это программы «Здравствуй, музей», «Технологии и искусство», другие наработки. Ежегодно мы организуем для музеев страны до сорока передвижных выставок. Так, в Новосибирске гостил «Бубновый валет», в Мурманске – живопись и графика Александра Самохвалова, в Ярославле мы показали работы Шишкина, а в Калуге 41 полотно Архипа Куинджи. Во Владимире событием стал проект «Выход из тени. Женщины в русском искусстве», а во Владивостоке большой интерес вызвала выставка картин Ильи Репина «Далекое близкое».

Суриков отправился в Сибирь

– На днях десять шедевров Василия Сурикова отправились в Красноярск. В том числе знаменитое «Взятие снежного городка», эскизы к «Боярыне Морозовой» и масштабное «Покорение Сибири Ермаком». С чем связано такое путешествие?

– Это подарок жителям в честь 175-летия их земляка. Суриков родом из Красноярска и считал, что его предки попали в Сибирь именно с отрядом Ермака, гордился этим. Вскоре в нескольких городах, в том числе Нижнем Новгороде, Владивостоке, откроются выставки из фондов ГРМ, посвященные «Сказкам в русском искусстве». Немало экспозиций запланировано и на 2024 год. У себя и в Третьяковской галерее покажем работы Брюллова, в том числе легендарную «Гибель Помпеи».

– Весной 2022-го из-за санкций ГРМ был вынужден отозвать четыре свои выставки из испанской Малаги. Однако сейчас приходят новости, что на этой площадке по-прежнему показывают русских художников. Какой нашли выход?

– Да, из-за происходящих событий мы были вынуждены вернуть наши картины в Петербург, хотя центр в Испании пользовался большим успехом, и контракт заключен до 2035 года. Однако интерес к русскому искусству был настолько велик, что владельцы Museo Ruso стали искать работы наших мастеров в частных собраниях. В итоге картины кисти русских художников XIX–XX веков предоставила коллекционер из Лондона. И хотя их немного, но все равно это замечательная история. По сути, филиал Русского музея в Испании работает!

Примечательно и то, что наш центр находится не в открыточных кварталах Малаги, а скорее в новостройках. Но он так органично вписался в этот район, что многие жители считают его своим. Назначают там встречи, приглашают друзей, а на новых выставках всегда аншлаги. Жаль, что в Европе такая реакция. Искусство открывает людям стрáны, культуру, а запретами они только обкрадывают сами себя. Мы же сейчас активно сотрудничаем с китайцами. Они хотят в Шанхае подготовить большую выставку русского авангарда 10-20-х годов прошлого века, и переговоры уже ведутся.

– Многие руководители учреждений культуры говорят, что публика сегодня мельчает, становится примитивнее. Так, в музеях посетители нередко делают селфи на фоне шедевров, но на сами картины почти не смотрят. Как вы к этому относитесь?

– Я бы не сказала, что посетители стали безразличнее. Наоборот, меня по-хорошему удивляет, что в последнее время в залах много молодежи. Особенно в корпусе Бенуа, Мраморном дворце, где регулярно проходят выставки. Все внимательно рассматривают полотна, ходят спокойно, основательно, а не галопом. Чувствуется, что люди хотят понять красоту, смысл картин. Мы не гонимся за ажиотажем, лавиной публики, но за последние 10 лет количество посетителей серьезно увеличилось и сегодня составляет 2,5 млн человек в год. По последним данным зарубежных рейтингов, Русский музей по посещаемости входит в пятерку ведущих в мире, что говорит о большой востребованности.

– Вы упомянули о Летнем саде. Скоро наступит тепло, и все захотят погулять по его аллеям. Сохранится ли вход бесплатным?

– Больная тема. Все привыкли, что Летний сад бесплатный. С другой стороны, он требует огромных вложений. Специального финансирования на это не отпускается, бóльшую часть средств мы должны находить сами. Кстати, в советское время билеты продавались. В таких условиях логично было бы вернуться к небольшой плате, но мы не решаемся. Хотя постоянно увеличиваем список льгот. Теперь весь комплекс Русского музея смогут бесплатно посетить участники специальной военной операции и члены их семей, ветераны боевых действий, инвалиды. А каждая первая среда месяца будет бесплатной и для пенсионеров.

– В залах Русского музея хранится около 400 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, народного и прикладного творчества, нумизматики. Но говорят, что не все из них представлены даже в каталогах, а секреты некоторых до сих пор не раскрыты. Неужели правда?

– Наш генеральный каталог составляет 13 томов. Это далеко не все. Нет до сих пор описания древнерусского искусства, новых томов скульптуры, живописи второй половины XX и XXI веков. Нет каталога рисунка акварели, а у нас самая большая коллекция акварели в стране – 300 работ Брюллова, около 200 Серова. Это требует средств и десятилетий огромной работы нескольких поколений. Нужно все проверить – даты, названия. Нередко этот кропотливый труд, требующий любви и внимания, приносит сюрпризы, вплоть до детективных. Так, у нас есть эскиз портрета Державина художника Алексея Егорова. Долгое время искали, к какой картине этот эскиз. И только недавно выяснилось, что рисунок относится к портрету поэта, хранящемуся в Иркутске. И таких открытий еще немало.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.

Музеи
137 тыс интересуются