Интересная история тут случилась с Большой Кольцевой линией. Во всех официальных релизах сообщается, что это – самая длинная кольцевая линия метро в мире, а ее длина составляет 71 км! Эту цифру вы встретите везде: на сайте мэра, Департамента транспорта Москвы, на информационных экранах в автобусах и самом метро.
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда. Наш сайт – 1520.today.
Считается, что 71 км (в некоторых других источниках – 70 км) – это официальные данные департамента транспорта, и даже статьи в википедии начали ссылаться на них.
Действительно, 71 км – это рекорд среди всех линий метро в мире, и вообще, среди всех подземных тоннелей. Опережают Большую Кольцевую линию только водные тоннели, но это уже не совсем то.
Но есть важный нюанс! На самом деле, цифра в 71 км никакого отношения к реальности не имеет! Реальная длина всего кольца составляет всего 57,5 км! В этом можно убедиться самостоятельно, померив линейкой линию на яндекс картах!
Более того, существует занятный факт, противоречащий геометрии: общая длина внутреннего пути больше, чем внешнего! Связано это с особенностями прокладки тоннелей по самому первому участку между Петровским парком и Хорошевской, а также в некоторых других местах. Таким образом, длина внутреннего пути составляет 57 581 м, а внешнего – 57 496.
Большая Кольцевая линия включает в себя также и ответвление из двух станций до Делового Центра. Часть поездов продолжает ездить по нему. Но даже если посчитать длину вместе с этим ответвлением, все равно выйдет только 61 км. Интересно, что в русскоязычной википедии некоторая время фигурировала цифра в 70 км, хотя 57,5 + 4,2 – это никак не 70.
Вообще, про то, что длина линии составляет 57.5 км, писали уже многократно и давно. Ну и, вообще, такие цифры с точностью до 5-6 знаков всегда известны уже на стадии проектирования, уж и не стоит говорить про стадию строительства. Откуда же взялось 70 или 71 км?.. Судя по всему, появилась она совершенно случайно.
Некоторые источники говорят о некоей «эксплуатационной длине» линии, которой как раз якобы и соответствует цифра. Сюда входят подъездные пути к трем депо, обслуживающим Большую Кольцевую линию: Аминьевскому, Замоскворецкому и Нижегородскому. Тем не менее, во-первых, в таких расчетах служебные линии никогда не считаются, во-вторых, даже с ними никак невозможно получить именно 71 км.
На самом же деле, даже с правильной длиной Большая Кольцевая линия остается самой длинной кольцевой линией в мире. Ее уже, конечно, нельзя посчитать самой длинным сухопутным тоннелем, однако среди кольцевых линий, но среди кольцевых первенство сохраняется. Однако отрыв уже совсем незначительный: кольцевая линия №10 в Пекине имеет чуть меньшую длину: 57,1 км.
Георгий Красников, автор блогов «Транспортный Глобус» и «Съездить по Глобусу» специально для «1520. Все о ж/д»