На платформе «Открытое образование» появился курс «Возрастная психология образования». Это своего рода ликбез для начинающих и будущих учителей, которые уже овладели предметным содержанием, но еще плохо представляют, как настроить свою программу под конкретный возраст. Ведь те форматы уроков, заданий, стиль общения, которые интересны младшим школьникам, уже не «зацепят» подростков, а приемы для средних классов не будут работать в старших.
На курсе две вводные лекции – о том, как вообще применять в работе данные возрастных психологов, как сочетаются обучение и развитие на разных этапах жизни, – и восемь лекций по каждому возрасту: от младенчества до старости. В каждой из них – базовая навигация для тех, кто хочет узнать о работе с конкретным возрастом больше, и необходимый минимум инструментов.
Специфика познания у детей разных возрастов и взрослых отличается: свои закономерности развития, психологические особенности, формы деятельности. Мы с Катериной Поливановой разработали курс, опираясь не только на достижения возрастной психологии, но и на лайфхаки и запросы учителей-практиков – какие акценты в содержании уроков лучше сделать, какие подходы созвучны конкретному возрасту.
Обухов Алексей Сергеевич, Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Ведущий эксперт
Полный спектр – как учить от пеленок до пожилого возраста – нужен не всем, но формат онлайн-курсов позволяет каждому собрать нужные лекции, как пазл. «Впрочем, педагогу, даже если он ведет занятия у одной возрастной группы, неплохо было бы знать про своих учеников, что было до и что будет после», – считает Алексей Обухов. По его словам, курс будет полезен даже не профессионалам – например, родителям, которые хотят активно развивать своих детей еще до школы.
Но основная аудитория – студенты педагогического профиля. Тем более, на многих факультетах он только дополняет основную специальность, условно, химика или физика, а специальных знаний по возрастной психологии там практически не дают. Идти работать в школу или вуз, стать коучем для взрослых или запускать свой образовательный проект – для всего этого нужно понять, как настроиться на конкретную аудиторию.
В Инобре этот онлайн-курс стал обязательным для магистратуры «Педагогическое образование», майнора «Стань профессором: мастерство преподавания в цифровую эпоху» для бакалавров и в перспективе программы «Доказательное развитие образования». Теперь студенты будут изучать возрастную психологию в формате перевернутого класса, то есть слушать лекции отдельно, а на занятиях задавать «прицельные» вопросы лекторам. Предполагается, что курс включат в свои программы и другие факультеты Вышки, выпускники которых могут работать предметниками.
Учителю курс поможет разобрать свой опыт. Практические задания строятся и на рефлексии, когда педагог анализирует, какие приемы работали, а какие нет в его классе, и на исследовании: наблюдает за детьми, изучает то, как они воспринимают его уроки. На онлайн-курсах практика построена на взаимной проверке: слушатели разбирают работы друг друга, получив для этого подробные инструкции и критерии. А также к каждому фрагменту лекции даны практические задачи, которые слушатели могут выполнять по своему интересу.
Пройти курс бесплатно может любой желающий – платный только сертификат, но и он вполне бюджетный – меньше 2000 рублей. Площадка «Открытое образование» создана восьмью ведущими российскими вузами, включая Вышку, все курсы на ней бесплатны и без формальных требований к базовому уровню образования.
Подробнее о курсе: https://openedu.ru/course/hse/edpsy/