В интервью для Metal Hammer лидер Nightwish Туомас Холопайнен составил список альбомов группы, расположив их от худшего к лучшему.
На вопрос о том, какие альбомы для него лучше, а какие хуже, Туомас ответил:
«Это мои дети. Что бы они почувствовали, если бы увидели рейтинг? "Wishmaster" был бы очень расстроен!»
9. "Wishmaster" (Spinefarm, 2000)
«Он стал № 1 в Финляндии, но для меня "Wishmaster" — один из тех альбомов, которые были как бы "промежуточными". Он не выделяется для меня на личном уровне. В нём не было ничего революционного после [альбома 1998 года] "Oceanborn".
Он был сделан в очень хорошем настроении — все в группе были счастливы после успеха "Oceanborn", так что он стал естественным продолжением предыдущей работы. Но лично для меня этот альбом не представляет ничего впечатляюще нового. Думаю, в этом и заключается моя проблема. Если бы мне пришлось выбирать любимую песню, я бы выбрал "Dead Boy's Poem" — лирически она очень близка по духу Nightwish».
8. "Angels Fall First" (Spinefarm, 1997)
«Наш дебютный альбом звучит так наивно, потому что он был сделан как демо. Он не должен был быть выпущен, но мы послали его на рекорд-лейбл, и они сказали: "Давайте выпустим это!" На буклете до сих пор указан домашний адрес моих родителей.
Когда я основал Nightwish в июле 1996 года, я хотел создавать мрачную акустическую музыку. Поскольку я и Эмппу [Вуоринен, гитара] имели металлическое прошлое, это был естественный переход к чему-то более тяжёлому, но первоначальная идея акустической группы слышна очень сильно. Мы не могли найти никого, кто бы пел, поэтому я словно вырыл для себя яму.
Мы играли "Elvenpath" много лет спустя в туре "Decades", и я не могу понять, как Флор смогла сохранить каменное лицо, исполняя эти тексты. К её чести, она смогла это сделать! Я просто помню, каким ребёнком я был тогда, сочиняя эти композиции, и я немного скучаю по тому ребёнку, потому что всё это было связано с Дональдом Даком, книгами фэнтези, снеговиками и прочими фантастическими вещами.
"Nymphomaniac Fantasia" — я не горжусь этим моментом. Но это было сделано, потому что я был молодым парнем, у которого были некоторые, я не знаю... проблемы, ха-ха-ха! Любовная жизнь пошла наперекосяк или что-то в этом роде. Это было другое время».
7. "Century Child" (Spinefarm, 2002)
«После "Wishmaster" я всерьёз подумывал о завершении деятельности группы, особенно в связи с уходом [оригинального] басиста [Сами Вянскя] и моим лёгким выгоранием. Потом я отправился в поход в Лапландию с Тони Какко из Sonata Arctica, и он меня отговорил.
Нам был нужен новый басист, нам был нужен менеджмент, потому что до этого момента только я и Юкка [Невалайнен], барабанщик, заботились о деловой стороне. Так что у нас появился менеджмент, и мы взяли Марко [Хиетала, басиста/вокалиста до 2021 года], который уже был известным в финском металле, мы все были его большими поклонниками.
В группе также происходило много плохого — это отразилось в альбоме. "Slaying The Dreamer" был способом избавиться от всего этого разочарования. В художественном плане я вдохновлялся музыкой из фильмов, прежде всего Ханса Циммера, и это можно услышать на "Century Child". Но альбом не вывел нас на новый уровень. С творческой точки зрения — да, но не с коммерческой».
6. "Dark Passion Play" (Nuclear Blast, 2007)
«Этот альбом было очень легко сочинять, потому что все эмоции были настолько сильны после того, что произошло с Тарьей [Турунен, оригинальной вокалисткой, которая была уволена из группы в 2005 году], и всего, что случилось в моей личной жизни. Я был близок к тому, чтобы потерять своё психическое здоровье, и тогда работа над песнями для этого альбома спасла его.
Я очень закрытый человек, но я пишу о действительно личных вещах, а другие люди — Анетт [Ользон] — поют об этом для всего мира. Мне нужно было сделать такую песню, как "The Poet And The Pendulum", где в тексте я убил себя; я должен был сделать это для своего психического здоровья, и в итоге получилась замечательная музыкальная композиция».
5. "Imaginaerum" (Nuclear Blast, 2011)
«Опять же, этот альбом было довольно легко сочинять — мы все хорошо провели время. Когда дело доходит до сочинения песен, я жаворонок. Я просыпаюсь около шести, когда нахожусь дома, затем выпиваю литр кофе и приступаю. Обычно я заканчиваю к двум-трём часам. Я пишу песни наверху в своей маленькой домашней студии — только клавишные и вид на озеро. Остальные участники группы и звукоинженеры больше совы. А в гастрольном автобусе я всегда встаю первым и варю кофе внизу.
С самого начала было ясно, что в итоге это будет фильм. Мы думали: "Что мы ещё не делали? Давайте сделаем клип на каждую песню альбома, а потом каким-то образом объединим их в очень странный фильм". Это очень оптимистичный альбом. Он вызывает улыбку на вашем лице».
4. "Once" (Nuclear Blast, 2004)
«Одним из лучших периодов для этой группы были 2003–2004 годы, создание альбома "Once" и первая часть тура после него. В конце 2003 года мы полетели в Лондон, чтобы записать оркестровки. Я позвонил в дверь студии, и дверь открыл Рик Уэйкман. Кажется, я сказал: "Э... [Издаёт бессвязный звук, который издают фанаты перед знаменитостью]. Спасибо!"
Мы зашли в студию, начали играть "Ghost Love Score", и моё лицо стало гореть. Я думал: "Я нахожусь рядом с Уэмбли, слушаю, как оркестр играет песню, которую я написал, это действительно жизнь в её лучшем проявлении".
С этим альбомом кое-что произошло — все звёзды сошлись. Я помню, как посмотрел на чарты альбомов, увидел "Nightwish, Michael Jackson, Anastasia" и подумал: "Неужели?!" Вряд ли кто-то из нас был готов к подобному. Ты втягиваешься в этот огромный мир больших туров и поклонения фанатов, потом начинают поступать деньги, и легко потерять здравый смысл. Импульсивные покупки? Я совершил кругосветное путешествие, это было замечательно. Но деньги имеют для меня очень мало значения».
3. "Oceanborn" (Spinefarm, 1998)
«После "Angels Fall First" наши амбиции пошли в гору, потому что мы все поняли, что это на самом деле очень весело. Я изучал биологию, Тарья училась пению, кажется, в Германии, Юкка учился на компьютерного инженера, Эмппу работал на ковровой фабрике.
Музыка была просто хобби. А потом мы поняли: "Что-то происходит, так что давайте сосредоточимся на Nightwish на несколько лет и посмотрим, что из этого выйдет". Мы находились по восемь часов каждый день в репетиционной комнате, мы играли песни и чувствовали это. Это был переломный альбом для нас, он поднял нас на новый уровень.
Мы только отслужили в армии, поэтому у всех были короткие волосы, мы не имели ни малейшего представления о металлической сцене. Мы были деревенскими пареньками, которым просто нравилась металлическая музыка, и нам дали шанс показать, на что мы способны, заключив контракт на три альбома. Это не должно было сработать на бумаге, но каким-то образом это сработало».
2. "Endless Forms Most Beautiful" (Nuclear Blast, 2015)
«Если бы Floor не появилась, я думаю, это был бы конец группы. Однажды мы пережили ужасное расставание [с Тарьей], потом снова с Анетт, затем появилась Флор, и всё снова засияло ярким светом. Она выучила сет-лист за 48 часов, когда я позвонил ей, она была на свадьбе своей сестры. Фанаты с первого шоу приняли её. Так что мы взяли многое из этого хорошего настроения для "Endless Forms Most Beautiful" [названной в честь строки из книги Чарльза Дарвина "О происхождении видов"].
Для записи мы отправились в кемпинг Röskö в Финляндии. Это территория размером четыре гектара у озера в глуши, принадлежащая бойскаутам. Мы пробыли там три месяца. Каждое утро мы репетировали несколько часов, обедали, возвращались, репетировали, а потом проводили вечер друг с другом у костра, готовили барбекю, играли на акустической гитаре, пели, ходили в сауну и постоянно говорили о песнях. "The Greatest Show On Earth" — это песня Nightwish для необитаемого острова. Я уверен, что мы будем играть её в конце сет-листа до бесконечности.
Мы записали партию Ричарда Докинза в Оксфорде. Он очень интересный персонаж. Я его большой поклонник, так что я был поражён. Он прекрасно исполнил свои партии, мы уложились примерно в 30 минут, а потом он подвёз нас обратно в центр Оксфорда на своей Tesla. На полпути он спросил нас: "Так вы музыканты или кто?" Ха-ха! Значит, он постоянно занят своими мыслями... Всё время! Но он замечательный парень».
1. "Human. :II: Nature." (Nuclear Blast, 2020)
«После "Endless Forms Most Beautiful" я сразу понял: "Окей, мы должны сделать больше песен об этом". Так что идея Human. :II: Nature. заключалась в том, чтобы сначала были песни о человечестве, а потом вы включаете другой диск, расслабляетесь и уходите в природу. Мои воспоминания о создании альбома — это счастливые времена, никаких конфликтов. Мы вернулись в Röskö, чтобы записать его.
Когда разразилась пандемия, возник вопрос: "Может, отложить выпуск?" Но всё уже было напечатано, и реклама разошлась по газетам. Поэтому лейбл сказал: "Давайте продолжим. Может быть, у людей будет больше времени, чтобы сконцентрироваться на нём..."
"Noise" был популярным синглом, но есть что-то и в "Shoemaker" [названном в честь знаменитого геолога/астронома Юджина Шумейкера]. Я об искусстве, а не в претенциозном смысле.
Осознание того, что такое эволюция... Это осознание нашей смертности, по крайней мере, для меня. И это всё изменило. Когда я понял, что это, скорее всего, единственная жизнь, которая у нас будет, только после этого я начал обнимать своего отца. До этого я никогда не обнимал отца. С тех пор я чувствую себя гораздо более раскрепощённым и просветлённым».