Про Морозова что знала, рассказала, а теперь про его дом, с которого, собственно, и началось у нас знакомство с этим знаменитым предпринимателем.
Я уже писала, что построил его тот же архитектор Кузнецов, который создал фабрику Арсения Ивановича. Но если фабрика – это промышленная архитектура, и здесь Кузнецов показал себя настоящим мастером «железобетонного модерна», то дом – это уже настоящий модерн.
Сразу про «новейшую» историю дома, поскольку сохранился он чудом. После революции здесь долго был детский сад, потом Дом детского творчества. А когда «система отопления», а попросту печи, сохранившиеся с морозовских времен, наконец, все-таки вышли из строя, дом забросили, и он начал разрушаться, чему способствовали любители тащить металл откуда не попадя. Крыша над каменной частью проломилась, полы вспучились, поскольку весь подвал был залит какой-то зловонной жижей. И все это при том, что в 2002 дом был удостоен статуса «культурного наследия регионального значения».
И так бы и погиб дом, если бы не один удивительный человек – депутат Мособлдумы Вячеслав Фомичев. В 2016 г. он запустил проект по восстановлению дома, объединив более 60 специалистов: краеведов, историков, каменщиков, печников, столяров и т.д. Кстати, благодаря Фомичеву восстановлена усадьба Брюса в Глинках и идут работы в усадьбе Горенки.
Кирпич, использованный при реставрации, был взят «родной», из разрушенных построек времен Морозова. Конечно, сохранили все оригинальное: потолок, стены, оконные рамы, двери, камин.
Дом-музей семьи Арсения Морозова был открыт 16 октября 2017 года.
Зайдем?)
Дом начали строить, когда Морозову было уже 58 лет, и он пожелал, чтобы в доме все было максимально удобно. В доме две половины: в каменной была хозяйственная часть, а жили в деревянной – так полезнее.
Тут также, как на фабрике использовали кровельные световые фонари, что дает большую экономию)
Из предметов морозовской эпохи сохранилось очень немногое: например, печные изразцы, которые мало того, что были очень красивы, еще и очень долго держали тепло – на внутренней части был выступ, благодаря которому образовывалась воздушная подушка.
Печные изразцы, кстати, сохранились благодаря тому, что ряд изразцов стягивался проволокой и устанавливался на печь целиком, и оторвать их от печи было практически невозможно.
Напольная метлахская плитка тоже времен Морозовых, и никакие беды не смогли ее победить.
А вот металлические плиты у печки привезли при реставрации из французских замков.
В кухне еще можно увидеть сундук Морозова и полку для посуды.
А также удивительную медную ванну, которую любители металла не украли лишь потому, что она стояла в подвале, залитом, как я уже писала, зловонной жижей.
Остальные экспонаты – вещи времен Морозовых, часть из которых подарили местные жители. Так что если у вас вдруг есть вещи начала 20 в, то в музее будут рады их принять)
А со стороны коридора был теплый шкафчик: его задняя стенка – это печка, поэтому он очень долго сохранял тепло.
В огромном соседнем зале, который раньше был разделен на несколько помещений, сейчас экспозиция про семью Морозовых.
В деревянной половине рабочий кабинет Арсения Ивановича, хозяйские спальни, музыкальная гостиная, каминный зал с верандой и гостевая комната.
Самый красивый - Каминный зал, здесь сохранились оригинальный дубовый паркет, потолок и перерубы, оконные рамы, двери, камин.
За залом холодная веранда, ее изначально не было, пристроили через пару лет. Здесь сохранились даже оконные петли.
Морозов, как и многие другие купцы увлекался коллекционированием. В его коллекции картин были работы Левитана, Айвазовского и других русских художников. Сейчас большая часть коллекции хранится в Ногинском краеведческим музее. В музыкальной гостиной на стене висит копия картины И. Айвазовского.
Дизайн печи финского художника Сааринена.
А на теплой веранде зимой пили чай)
В кабинете стол Арсения Ивановича. Правда, изначально он стоял не в доме, а на фабрике.
Спальни Морозова и его жены – маленькие, как кельи. Да и вообще все помещения здесь, в основном, были небольшие, уже при детском саде убрали некоторые перегородки.
На 2-м этаже, скрытая от посторонних глаз была молельня, туда вели две, тоже спрятанные лестницы – чугунная винтовая и каменная из подвала.
Печка в подвале отвечала за воздуховоды, сейчас, увы, они не действуют.
Каретный сарай.
Недавно рядышком в парке построили деревянную Троицкую часовню.
В музей можно попасть с экскурсией, сборные группы бывают по выходным (500 р). (+7 (926) 914-97-90) И рассказ прекрасный! Вообще заметила, что в провинциальных, особенно частных музеях работают очень увлеченные люди)