Найти тему
Вышка Онлайн в Дзене

Менеджер, как хороший терапевт, способен диагностировать проблемы всего организационного организма

Кто такой менеджер на самом деле, какие управленческие компетенции востребованы работодателями сегодня, чем интересен нетворкинг на программе, какие технологии и инструменты предлагает онлайн-студентам цифровая магистратура, рассказала ее академический руководитель Юлия Чилипенок.

iStock
iStock

— Юлия Юрьевна, в России, в отличие от общемировой практики, где менеджер — это управленец со стажем, под данной позицией долгое время подразумевали линейный персонал: менеджеры по продажам, менеджеры кол-центров и т.д. Эта должность девальвировалась. Кто же такой менеджер в действительности?

— Менеджер — это управленец, обладающий системным взглядом на вверенную ему организацию. Как хороший терапевт, он способен диагностировать проблемы всего организационного организма, наметить и реализовать план лечения, привлекая узких специалистов. Поэтому спектр решаемых современными менеджерами задач широк и разнообразен: управление людьми и командами, анализ рынков и рисков, распределение ресурсов и разработка стратегии развития компании, развитие сотрудников и саморазвитие и т.д.

-2

Нынешней экономике нужны не только узкие специалисты в отдельных областях управления — маркетинге, HR, логистике и т.д. Согласно результатам опросов работодателей, четко прослеживается потребность в менеджерах, владеющих широкими, комплексными знаниями об организациях и происходящих в них процессах. Управленец нового типа должен обладать разносторонними компетенциями, чтобы видеть всю картину в целом и принимать взвешенные, грамотные и эффективные управленческие решения. А для этого нужна хорошая теоретическая управленческая база и практические навыки.

— Как рынок образования отвечает запросу на подготовку таких специалистов?

— Стремительные изменения не дают сегодняшним специалистам времени на получение практических навыков на собственном опыте. Сегодня менеджеры прежде всего ориентированы на действие, они работают в высоком темпе, одновременно решая большое количество разнообразных задач. Сейчас нужны образовательные программы, предлагающие конкретные технологии и инструменты: бери и делай.  Важно дать как узконаправленные компетенции — технологии управления персоналом, управления проектами и бизнес-процессами, продажами и т.д., — так и способные формировать стратегическое знание и понимание перспектив развития. Речь идет о технологиях стратегического планирования и мышления, создания инноваций, освоения новых рынков, предпринимательской деятельности…

Особо важными становятся и социальные технологии менеджмента, направленные на помощь бизнесу и его руководителям в осуществлении коммуникативных практик, формирования команд, развития персонала, саморазвития и других гибких навыков.

— Достаточно ли на рынке труда специалистов по управлению организациями и проектами?

— Именно квалифицированных руководителей с системной подготовкой на современных предприятиях не хватает. Эксперты сходятся во мнении, что, вопреки росту числа предложений, число резюме управленцев на площадках по поиску работы снижается. Если в начале 2022 года в работе нуждались свыше 160 тыс. руководителей, то уже сейчас чуть больше 80 тыс., что позволяет говорить о нарастающем дефиците грамотных управленческих кадров в самых разных отраслях.

На каждом большом или малом предприятии любой сферы деятельности востребован управленческий труд. А управление проектами сегодня основной тренд.

— Какую цель преследует программа?

— Мы готовим менеджеров нового типа, способных управлять бизнесом различного масштаба и отраслевой принадлежности. Программа сочетает серьезную теоретическую базу, практикоориентированность на основе изучения конкретных инструментов, технологий и синхронный онлайн-формат обучения. Мы аккумулировали как новые тренды в обучении управленческой науке, так и богатый опыт создания и преподавания дисциплин и организации учебных форматов различных менеджерских программ на факультете менеджмента в Нижнем Новгороде в сотрудничестве с другими кампусами, бюджетными и коммерческими организациями.

На онлайн-рынке представлены программы со схожим позиционированием, но они покрывают только часть требуемых компетенций и предлагают преимущественно асинхронный формат. В нашей программе большая часть материала дается в синхронном формате с использованием современных образовательных механик. Именно продолжительное и системное обучение в магистратуре, в отличие от других онлайн-форматов, даст возможность получения глубоких системных знаний, сформирует необходимые поведенческие модели, приведет к профессиональной социализации уже в ходе обучения. В полностью онлайн-формате магистерская программа по управлению бизнесом пока не предлагается ни одним из ведущих вузов страны.

— Как смоделирован дизайн программы?

— В основе программы лежит гибкий модульный принцип обучения. Каждый модуль охватывает определенные сферы управленческой деятельности с нарастанием сложности. У каждого практического курса в составе модуля будет свой наставник-практик. Содержание программы включает в себя семь основных блоков: система менеджмента, базовые навыки менеджера, стратегии, технологии и инструменты, информационная система предприятия, управление изменениями, продвинутые навыки менеджера. Блоки содержат базовый теоретический синхронный онлайн-курс от преподавателя ВШЭ, включающий в себя нетворкинг и групповой проект; два основных курса, включающих в себя мастер-класс или гостевую лекцию от практика-наставника и/или работу над кейсом, отработку инструментов от практика-наставника и трек самостоятельной работы. Дополнительные курсы студенты выбирают самостоятельно, опираясь на рекомендации преподавателя-наставника.

ВКР будет представлять собой работу проектного типа на базе организации, где работает студент, либо на базе компаний — партнеров программы.

— Как в рамках программы организован нетворкинг?

— Социоинженерный подход к обучению сочетает теорию и практику и позволяет готовить успешных менеджеров-руководителей, умеющих проектировать и реализовывать грамотные управленческие решения. Активное использование нетворкинговых форматов работы, в том числе кейс-чемпионатов, «экспертных советов», мастермайндов, стратегических сессий и др., интегрирует студентов в профессиональное сообщество, обеспечит им возможность получения экспертных мнений для своих проектов, позволит делиться опытом, развивать коммуникативные и презентационные навыки.

За время обучения студенты добавят в свое портфолио участие в трех онлайн-бизнес-проектах: по организационной диагностике, по управлению бизнес-процессами и по внедрению организационных изменений. Членами жюри двух онлайн-кейс-чемпионатов выступят представители 10 компаний из числа партнеров программы, что даст возможность успешным студентам получить предложения о работе. Личный карьерный коуч обеспечит карьерное сопровождение студентов в ходе всего обучения. Членство в комьюнити выпускников помогает поддерживать связи с коллегами и преподавателями после окончания обучения и получать предложения о работе, находясь в базе Центра развития карьеры. Все это создает дополнительную ценность для студентов и дифференцирует программу от конкурирующих предложений.

— Какие преимущества дает студентам онлайн-формат?

— Современные реалии, высокие скорости и новые форматы жизни и работы, необходимость в ряде случаев социального дистанцирования формируют запрос на активное использование онлайн-форматов обучения. Сегодня они стали актуальной и востребованной образовательной формой из-за своего удобства и гибкости: теперь учиться можно из любой точки страны и мира, тратя драгоценное время не на перемещения в пространстве, а непосредственно на обучение и развитие. Занятия проходят в режиме реального времени в вечернее время в будни и днем в субботу, чтобы можно было эффективно совмещать работу и учебу. Записи всех занятий будут доступны студентам весь период обучения.

Текст: Екатерина Зиньковская, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ.