Найти в Дзене
Школа Вокала.

4 цитаты оперной дивы Джоан Сазерленд для глубокого понимания вокального искусства.

Завершив свою вокальную карьеру в 1990 году, Джоан Сазерленд сидела в жюри многих конкурсов. Сазерленд полагает, что если бы она начинала карьеру в музыкальном бизнесе сегодня, она бы никогда не проделала той работы, что сделала в своё время. "Я не думаю, что меня пригласили бы в эти оперные театры сегодня."

Удивительно, но за все время моего творческого пути я столкнулась с этими же вещами и мое мнение полностью совпадает с ее. Период с 1990 года и до сегодняшнего дня был именно таким со всеми вытекающими. Теперь идут изменения во всех сферах. Все снова меняется и нас ждут повороты еще интереснее. Дорога без поворотов длинна.

Напишите, что вы думаете по этому поводу, согласны ли вы с Джоан?

Про пение.

"Большинство певцов, что поют сегодня на сцене, просто не умеют этого делать. Деградация страшная. Пение напряженное, без опоры, без легато — в нем нет легкости, свободы вокализации. Это что-то чудовищное. Не думала, что доживу до таких печальных времен. Уровень снизился многократно — то, что мы сегодня слышим в опере, это не пение, а суррогат — совершенно невозможно сравнить с тем, что было еще 30-50 лет назад.
Опера превратилась в конвейер, в шоу-бизнес. Действительно, зачем долго учиться и развиваться постепенно? Имея природные данные можно просто выходить и петь — получить хорошие контракты, заработать денег сразу и много, а потом всю жизнь жить припеваючи, совершенно забыв о пении. Пение должно быть образом жизни и образом мышления для профессионального вокалиста. А, как мне кажется, многие молодые сегодня относятся к пению просто как к способу прославиться и заработать денег."

К этому могу добавить особенную печаль по поводу ухода певцов в шоу-бизнес и пение попсы с оперной сцены, потому что труда меньше, а денег больше, то же Басков,например.

Про вокальную технику.

Сегодня молодые певцы не развивают основы вокальной техники: они не знают, как правильно дышать, как опирать звук и проецировать, "собирать" его...
И они не поют вокализов. Есть же огромные тома вокализов, вокальных упражнений, которые позволяют выработать легато и соединить верхний регистр с нижним. Но они все поют вот тут, "внизу"... а потом "гвоздят" верхние ноты. Они не знают, как правильно подойти к верхним нотам, и, разумеется - вскоре им придётся за это расплачиваться".

Тут много боли вообще, настолько все исказили при обучении пению, что на практике приходилось говорить "забудьте все, что вы слышали об этом!". Пример, приходит девочка 7 лет и не может петь, потому что пытается "держать дыхание", я сказала -"забудь, ничего не надо держать и она сразу запела. Дыхание при пении объяснялось настолько сложно, да еще в самом начале обучения, что уводило надолго от пения в сторону. Пение отдельно, дыхание отдельно.

Про мастер-классы.

В мире классической музыки, классического вокала происходит много странных вещей. Например, мастер-классы. Я пришла к выводу, что это полная профанация. Никому и ничего они по большому счету не дают. Ничему научить на них нельзя. Это разновидность шоу — не более того. Я не говорю, что не нужны встречи молодых певцов со старыми, маститыми артистами. Но не называйте это мастер-классами! Ведь таким образом у молодежи порождаются ложные ожидания и ложные представления, что они придут, их там всему научат, а они после этого могут на каждом углу козырять количеством часов, проведенных в компании мировых звезд. Это пагубный путь. Тем более, хорошо известно, что мало кто из больших певцов оказываются хорошими педагогами. Это особый дар. И что-то действительно передать молодому человеку можно только в классе при индивидуальной, очень долгой и кропотливой работе.

Я сама вела мастер-классы и побывала на многих. Эта форма должна быть трансформирована. Еще индивидуально можно что-то успеть проработать, а в группе нет, впрочем, тот же эффект обучения вокалу в группе.

Про конкурсы.

Еще одно безобразие — это конкурсы. Это целая индустрия, которая развращает и по сути ничего не дает для развития вокального искусства и оперного театра. Паста и Рубини ни в каких конкурсах не участвовали. Конкурс выявляет в певце те качества и задатки, которые потом мало пригодны для работы в театре. Это соревнования не мастерства, а состязание нервных систем — у кого она крепче. Да и применимы ли в искусстве критерии спорта? И правоту моих слов подтверждает то, что большинство так называемых «открытий», сделанных на многочисленных ныне конкурсах по всему миру, совершенно не имеют никаких последствий для оперной сцены. А многие певцы, которые действительно востребованы и успешны в театре, никакие конкурсы не выигрывали и даже не участвовали в них. Сейчас почти каждый вокалист лауреат чего-нибудь. А слушать в театрах некого. Я уж не говорю о коррупции, которая царит на вокальных конкурсах, когда члены жюри раздают призы своим ученикам. Все это вызывает лишь чувство брезгливости.

Тут только могу добавить, для взрослых -это сильнейший стресс, а детям? Больно смотреть в глаза детям на конкурсах, где всего 3 места, а участников 100 и все дети и таланливы, и много готовились, и вложились в костюмы...это хорошо, когда 2 или 3 место дали, а когда ничего? И говорить потом ,что главное не победа, а участие? Так не должно быть!

Джоан Сазерленд.
Джоан Сазерленд.