Я часто получаю вопросы о том, как научить ребенка писать сочинение? Есть ли какие-то лайфхаки, чтобы получалось писать его на “5”? Давайте разбираться.
Сегодня поговорим о написании сочинения на свободную тему. Если будет актуально, в следующий раз поговорим о “сочинении по произведению”.
Сочинения на свободную тему в основном пишут ребята помладше. Это истории “Как я провел каникулы”, “Мое домашнее животное”, “Мое любимое занятие”.
Вообще главной причиной неумение писать сочинения является неумение структурировать мысли, то есть “каша в голове”. Отличным способом решить эту проблему будут интеллект-карты. В магазин бежать не надо, карты эти делать нужно самостоятельно.
Выглядят они вот так:
Любое сочинение состоит именно из этих частей: введение, основная часть, заключение. Двигаемся в карте по часовой стрелке, начиная с правого верхнего элемента.
Давайте рассмотрим в качестве примера сочинение на тему “Как я провел зимние каникулы”.
Во введение вписываем вопрос “Куда ездили?” Это может быть как поездка на горнолыжный курорт, так и в гости к бабушке. Впрочем, фраза “На зимних каникулах мы никуда не поехали, а остались дома” - тоже вполне себе вариант для вступления.
Основная часть: “Что делали?” Где побывал, что видел, чем занимался? Одинаково хорошо подходят истории про катание на санках и приготовление пирогов всей семьей. Ветвей здесь может быть много, важно “направить” ребенка.
Заключение: Чем закончилось? Скупиться на эмоции не нужно. Пусть ребенок напишет, что ему понравилось, запомнилось, что бы он хотел повторить.
В результате получается целостная картина. Все каникулы у ребенка буквально “выстраиваются” перед глазами. Глядя на такой план, младший школьник без труда напишет сочинение на заданную тему. Мысли в голове не путаются, не нужно перескакивать с события на событие. Просто отвечать на простые вопросы. А немного тренировки - и школьник сможет составлять такие планы самостоятельно.
Успехов вам и вашим детям!