Император распорядился передать подарки в Этнографический отдел Императорского Русского музея. Вот только при регистрации некоторые данные были упущены. Часть предметов внесли в описи без указания происхождения, и со временем они утратили свою историю. Работая в архиве музея и в Российском государственном историческом архиве, заведующая отделом специализированного хранения Елизавета Нератова сумела восполнить этот пробел. Оказалось, что частью дара Далай-ламы были воинский доспех и оружие. #INJECT_1# — Это уникальное, наделенное глубоким смыслом подношение, — рассказывает Нератова. — Оружие и воинское снаряжение занимали важное место среди даров Далай-ламы наряду с предметами буддийского культа. Почему? Политическая ситуация была очень сложной. Тибет нуждался в помощи, в том числе военной, в признании на мировой политической арене. За этой помощью тибетский лидер и обратился к России. Мысль об усилении связей с Россией подсказал Далай-ламе Агван Лобсан Доржиев, бурят по происхождению, буддийский монах и очень влиятельная фигура. Отправившись в юности учиться в Тибет, он достиг таких высот, что в 35 лет стал воспитателем юного Далай-ламы XIII. Этот человек возглавил депутацию, направленную в Россию. Именно он вручил дары Николаю II. В Этнографическом музее сохранилась опись, в ней со слов Агвана Доржиева указано, что все предметы буддийского культа — современная, то есть начала ХХ века, лхасская работа. И только про воинские предметы говорится, что это старинные тибетские вещи. Так, седло отнесено к эпохе Тисонга Децэна, легендарного правителя Тибета, который царствовал, по одним данным, в VIII веке, а по другим — в IX веке. Доспех — ко времени династии Жанг (Х век). И хотя сегодня исследователи датируют все эти предметы XVII – XIX столетиями, эту «удревняющую» предметы хронологию нельзя назвать обманом. — Архаизация ценится в традиционной культуре, — продолжает Нератова. — Не считается зазорным, неблагородным, нечестным объявить преподносимые предметы древними, относящимися к конкретной эпохе или историческому лицу. Особенно если таким образом подчеркивается их ценность. Х век был временем расцвета Тибетского государства, тогда еще светского. После этого оно стало приходить в упадок. Таким образом, Далай-лама преподнес Николаю II оружие, которое дарители отнесли к эпохе расцвета и наибольшего могущества светского Тибета. Символичность этого дара в период утверждения независимости страны очевидна. Сейчас подношения Далай-ламы регулярно экспонируются на выставках, а тибетский меч находится в постоянной экспозиции Этнографического музея — в открытом фонде Особой кладовой. На взгляд, он не слишком тяжел и даже изящен. Елизавета Нератова рассказывает, что это классическое тибетское оружие — с прямым однолезвийным клинком и срезанным под углом концом (острием). Впрочем, убедиться в этом можно только по фото — меч вложен в ножны. Рукоять его покрыта кожей ската, в головку ее — символическую ваджру — вставлена бирюза. Ножны состоят из двух деревянных пластин, тоже обтянутых кожей и скрепленных по ребрам стальными планками-скобами. Их украшает серебряная вставка с кораллами и бирюзой (коралл в тибетской традиции считается символом солнца, бирюза — символом удачи). Как называли этот тип оружия сами тибетцы? Согласно классификации, предложенной Святославом Рерихом, изучавшим искусство кочевников Северного Тибета, его можно отнести к длинным мечам «ти». К слову, помощь Тибету Россия так и не оказала. Ибо существовали российско-британские договоренности, согласно которым никакие вопросы по Тибету не могли быть решены без согласования с британским правительством. Наша страна эти договоренности не нарушила. Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашеминтернет-магазине. Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в«Дзен».