Луара – самая длинная река Франции, протяженностью более тысячи километров, несет свои воды с юга страны и впадает в Атлантический океан. Настоящая аристократичная красотка, река французских королей. Вдоль ее живописных берегов возвышаются величественные старинные замки, шедевры архитектуры Франции. Многие из 300 сохранившихся роскошных шато занесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Часть замков были построены еще в Средние века, как военные укрепления, так как ценность реки, как транспортной артерии всегда была чрезвычайно высока. Позднее, в 17 веке побережье Луары приобрело популярность в качестве места отдыха французских королей и знати, что, безусловно, повлияло на популярность местных вин. Красота, тишина, покой и вино – что еще нужно для отдыха?! И всего этого в избытке в Долине Луары.
Считается, что виноделие в Долине Луары началось, как и в других уголках Европы благодаря римлянам, а массовое развитие произошло благодаря монастырям. В 12 веке луарский граф Анжуйский стал королем Англии и вина из его родного района стали частыми гостями на аристократических столах.
В современном винодельческом регионе производятся разнообразные стили вин – от повседневных до исключительных, тихие и игристые, сладкие и хрустяще-сухие.
Среди белых сортов здесь лидируют шенен блан и совиньон блан, а среди красных – пальма первенства у каберне фран, который здесь называют «бретон».
Первые упоминания об этих сортах встречаются в художественной литературе в 16 веке. В знаменитом сатирическом романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» упоминаются вина «шенен» и «бретон».
В 18 веке на атлантическом побережье в лидеры посадок вырвался «гадкий утенок» из Бургундии, сорт мелон де бургонь (или мюскаде), проявивший невероятную стойкость перед лицом разрушительных заморозков. На родине в Бургундии применения ему не нашлось, а вблизи Атлантики, особенно в районе Мюскаде, мелон де бургонь обрел второй дом и поныне лидирует среди луарских сортов по площади посадок.
«Предложите мне шампанское с устрицами, шабли с моллюсками, и я отвергну их ради хорошего Мюскаде. Оно сухое, светлое и легко подходит к любой ситуации, как наиболее дешевое белое вино». (Оз Кларк).
Попробуем?!
Прекрасным иллюстративным образцом будет мюскаде Les Schistes от Chateau de la Ragotiere. Этот семейный производитель занимается виноделием в Луаре с 19 века. Виноградники сосредоточены в зоне Пеи Нанте и в лучших районах производства вин мюскаде, где почвы содержат слюдяные сланцы с вкраплениями как белой, так и черной слюды. На виноградниках используется весь комплекс мер, предусмотренных философией устойчивого развития и органического виноградарства, включающие поддержку биоразнообразия на виноградниках, исключительно органические удобрения и отсутствие химикатов для борьбы с сорняками. Все вина хозяйства имеют сертификат Terra Vitis с 2002 года.
Мюскаде в нашем бокале 7 месяцев провело в контакте с дрожжевым осадком. Название Les Schistes отсылает к сланцевым почвам, с которых собрали урожай. В аромате вино раскрывается приятными фруктовыми и цветочными оттенками, с яркими минеральными нотами. Вкус объемный, округлый, с мягкой текстурой и насыщенным длительным послевкусием. Прекрасная аперитив, а также пара к устрицам и морепродуктам.
Еще одна визитная карточка, с которой ярко ассоциируется виноделие Луары, это совиньон блан. Входящий в десятку самых распространенных сортов на планете, совиньон блан, согласно исследованиям, вероятно, родился именно в Долине Луары. Классикой белых совиньонов стали вина из луарских апелласьонов Сансер и Пуйи-Фюме. Здесь, благодаря высокому содержанию известняков и кремния в почвах, вина получают комплексную сложную структуру и ароматику с нюансами дымка и ружейного пороха.
В том числе и с этим сортом связаны и биодинамические эксперименты, и поиски виноделов в ХХ веке, особенно активные именно в Долине Луары, благодаря работе культовых виноделов-философов Николя Жоли и Дидье Дагено.
Биодинамика – распространенная философия и практика на виноградниках вдоль всей Луары. В знаменитом Сансере ее с успехом практикует семейное хозяйство Alphonse Mellot. Традиции виноделия семьи Мелло берут начало еще в 16 веке и сейчас у руля представитель 18 и 19 поколения семьи. Следование философии биодинамизма в работе на виноградниках и в погребе, современная, качественная винодельня и, конечно, отменные виноградники с лучшей экспозицией и «героические устремления семьи Мелло шаг за шагом сделали их совиньоны лучшими в мире», – так оценивают работу хозяйства известные французские критики Мишель Беттан и Тьери Дессов в своей книге The World's Greatest Wines, которые также называют семейство Мелло «настоящими художниками совиньона».
Наслаждаемся фантастическим вином Edmond, названным в честь отца сегодняшнего владельца хозяйства.
Забудьте все, что вы знаете о совиньоне и приготовьтесь удивиться.
Лучший виноград, заботливо собранный вручную, спрессованный цельными гроздями. Сусло ферментируется в дубовых бочках, частично в новых, частично второго-третьего использования, и выдерживается более года в дубе на осадке.
Кюве Edmond обладает роскошным, мощным ароматическим букетом, который раскрывается богатыми и яркими нюансами. Здесь мед, ваниль, лимон, и бриошные тона, сменяются нюансами аниса, мяты, лакрицы и пряностей. Вкус балансирует между приятной округлостью и хрустящей кислотностью, раскрывается тонами лакрицы, аниса, лайма, ванили и перца. Долгое послевкусие с тонами дуба, пряностей и кремниевыми оттенками. По мере взросления вино вкус будет эволюционировать в сторону тонов сливочного масла, ванили, минералов и дыма.
Невероятно комплексное и объемное вино, способное удивить.
Чин-чин!