Найти в Дзене
Олег (История Руси)

1.ВИЗАНТИЯ (842 год) - Сведения о руси и русах

Теперь немного о периоде мной изучаемого до правления Святослава. Без Византийской хроники тут так же не обойтись. Приведу тексты. Вам читать, задуматься и выводить свои Выводы !!!

1. ЖИТИЕ ГЕОРГИЯ АМАСТРИДСКОГО

Согласно исследованию В.Г. Васильевского, Житие было написано между 820 и 842 гг. известным византийским писателем, впоследствии Никейским митрополитом Игнатием. Известно лишь по единственной греческой рукописи. В Житии описано нападение росов на Пафлагонское побережье Малой Азии. Печ. по изд.: Васильевский В.Г. Труды. Т.III. Пг., 1915. С. 64-69.

То, что следует далее, и еще более удивительно. Было нашествие варваров, руси, народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чем другом, что свойственно людям, не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они — этот губительный на деле и по имени народ, — начав разорение от Пропонтиды и посетив прочее побережье, достигли, наконец, и до отечества святого, посекая нещадно всякий пол, не жалея старцев, не оставляя без внимания младенцев, но противу всех одинаково вооружая смертоубийственную руку и спеша везде пронести гибель, сколько на это у них было силы. Храмы ниспровергаются, святыни оскверняются: на месте их нечестивые алтари, беззаконные возлияния и жертвы, то древнее таврическое избиение иностранцев, у них сохраняющее силу. Убийство девиц, мужей и жен; и не было никого помогающего, никого готового противостоять. Лугам, источникам, деревьям воздается поклонение. Верховный промысл допускает это, может быть, для того, чтобы умножилось беззаконие, что, как мы знаем из Писания, много раз испытал Израиль.

Пастырь добрый не был налицо телом, а духом был с Богом и, в непостижимых судах его читая, как посвященный, лицом к лицу, медлил заступлением и откладывал помощь. Но наконец он не возмог презреть, и вот он и здесь чудодействует не меньше, чем в других случаях. Когда варвары вошли в храм и увидели гробницу, они вообразили, что тут сокровище, как и действительно это было сокровище. Устремившись, чтобы раскопать оное, они вдруг почувствовали себя расслабленными в руках, расслабленными в ногах и, связанные невидимыми узами, оставаясь совершенно неподвижными, жалкими, будучи полны удивления и страха и ничего другого не имея силы сделать, как только издавать звуки голоса.

2. ЖИТИЕ СТЕФАНА СУРОЖСКОГО

“Житие Стефана Сурожского” — сочинение неизвестного византийского автора конца Х в., имеющееся также в русском списке XV в. Один из главных источников по проблеме Причерноморской Руси. В Византии житие не пользовалось большой популярностью и известно только в краткой редакции, где не упоминается поход русов. Также неизвестен и греческий оригинал службы св. Стефану. Однако, как установил В.Г. Васильевский, упоминание о русах было и в греческом тексте. Составление Жития датируется 1-й пол. IX в. Печ. по изд.: Васильевский В.Г. Труды. Т.III. Пг., 1915.

По смерти святого <Стефана. — сост> минуло мало лет. Пришла рать великая русская из Новгорода, князь Бравлин весьма силен и, попленив от Корсуня до Корчева, со многою силою пришел к Сурожу. Десять дней продолжалась злая битва, и через десять дней Бравлин, силою взломав железные ворота, вошел в город и, взяв меч свой, подошел к церкви святой Софии. И разбив двери, он вошел туда, где находится гроб святого. А на гробе царское одеяло и жемчуг, и золото, и камень драгоценный, и лампады золотые, и сосудов золотых много. Все было пограблено. И в тот час разболелся Бравлин, обратилось лицо его назад, и, лежа, он источал пену. И сказал боярам своим: “Верните все, что взяли”. Они же возвратили все и хотели взять оттуда князя. Князь же возопил: “Не делайте этого, пусть останусь лежать, ибо хочет меня изломать один старый святой муж, притиснул меня, и душа изойти из меня хочет”... И не вставал с места князь, пока не сказал боярам: “Возвратите все, сколько пограбили, священные сосуды церковные в Корсуни и Корчеве, и везде, и принесите сюда все и положите к гробу Стефана”.

И затем устрашающе говорит святой Стефан князю: “Если не крестишься в моей церкви, не уйдешь отсюда и не возвратишься домой”. И возопил князь: “Пусть придут попы и окрестят меня. Если встану и лицо мое вновь обратится, то крещусь”. И пришли попы и архиепископ Филарет, и сотворили молитву над князем, и крестили во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И снова обратилось лицо его вперед. Крестились же с ним и все его бояре. Но еще шея его болела. И сказали попы князю: “Обещай Богу, что всех мужей, жен и детей, плененных от Корсуни до Корчева, ты велишь освободить и вернуть назад”. Тогда князь повелел отпустить всех пленников восвояси. И в течение недели не выходил он из церкви, пока не дал великий дар святому Стефану. И отошел, почтив город, людей и попов. И, услышав об этом, другие ратники опасались совершать нападения, а если кто и совершал таковые, то уходил посрамленным.

**********************

Продолжу Византийские летописи выкладывать о Русах. Тут в приведенных отрывках приведено нападение Русов, первые источники фиксирующие эти события 842 годом. Как видим первым князем, которые фиксируют источники, это некий: "Пришла рать великая русская из Новгорода, князь Бравлин весьма силен".

Да и тут расхождение с ПВЛ !!! приведу текст:

В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом.

Но самое интересное править Михаил III стал в 842 году, можете свериться по хроникам Византии. Тогда все совпадает !!! Но наш летописиц явно ошибся на 10 лет.

Но вернемся к Бравлину. Кто он, от куда он? Да и Новгород какой !!! вопрос? Какой, явно не тот, который рядом с Ладогой !!! О нем только в 930 году услышим !!! Может сама Ладога? Вспомним Археологию !!!

В IV ярусе за один год (811 год рубки бревен) возводится «большой дом» и застраивается вся площадь (не менее 7 жилых построек с печами в связи с чем произошел такой всплеск строительства?, возможно, к этому времени относятся несохранившиеся постройки Варяжской улицы (с дендродатами 842-857 гг.), большой дом в 830-х гг. сменяется постройкой несколько меньших размеров. Пожар около 840 г. полностью уничтожил всю эту застройку.

V ярус (ок. 840—ок. 865 г. тут интересен момент "явление" Гостомысла возможно после 844 года, а может Бравлина до 842 года? и Рюрика в 863 год) воспроизводит и развивает планировочную структуру предшествующих десятилетий; рядом с «большим домом» ставится второй такой же, вокруг них группируются срубы с печами, севернее ставится еще один «большой дом», площадью 120 кв. м; здесь найден деревянный «став» с рунической надписью, гривна с «молоточком Тора», многочисленные «детские» деревянные игрушечные мечи; «большие Дома» окружает «служебная» застройка. Явно указывает на наличие кого то значимой личности, княжеский двор. Причем двух !!!

С этого же времени прослеживается регулярная застройка Варяжской улицы. Что так же указывает на появление резкого роста населения (дружина?)

Так что археология говорит что Ладога бурно строилась и даже после пожара в 840 году не поменяла планы и строилось так же, планировка построек сохранилась !!! А если "детские" мечи, говорит о том что прибыл с родом своим !!! Где не дети рыбаков играют такими "игрушками" !!!

И вспомним западная хроника "Житие святого Ансгария" Римберта. В нем идет речь об осаде шведского города Бирки датскими викингами в 852-м. (дата с которой ПВЛ стали время считать) Шведский король Анунд сумел уговорить данов, уже захвативших предместья Бирки, покинуть Швецию и отправиться к некоторому городу (ad urbem), расположенному оттуда далеко, в пределах земли, принадлежащей славянам (in finibus Slavorum). Более двадцати кораблей викингов высадились у города, который был мирным и тихим, разграбили его, получив большие сокровища. !!!

Это явно был незнакомым городом для данов, так как все города в Южной Балтии были известны им. А несколько столетий воин и набегов по всему побережью, давно все горда были укрепленными и защищенными против которых с 20 драккарами (экипажи 30-40) вряд ли осилили бы.

Может этот город и был Новгородом - Ладога !!! Может и возникает путаница в хрониках, куда сел княжить Рюрик? (одна версия Новгород, другая Ладога) а вот путаницы с его братьями не наблюдается что то !!!

А хроника "Житие святого Ансгария" Римберта, поэтому и название города не фиксирует, так как у него нет еще названия, он просто "Новый город" и все, только стал строиться !!! Да и где то в 852 году и разрушают первую каменную крепостицу "Любша" !!!