Найти в Дзене

Зарождение искусства: резьба по кости на ближнем востоке

Эти забытые сокровища когда-то украшали мебель, стены комнат, колесницы и конскую упряжь или предметы роскоши. Ближневосточная резьба по кости не похожа ни на какую другую, она архаична, но при этом ее нельзя назвать примитивной, скорее это гармоничная и совершенная простота без лишних деталей.

Ажурная табличка с изображением шагающего сфинкса, 9-8 вв. до н.э., неоассирийский период, Месопотамия, Нимруд. Фигура вырезана в высоком рельефе в ажурной технике, при которой фон отсутствует, что придает ей глубину круглой скульптуры.
Ажурная табличка с изображением шагающего сфинкса, 9-8 вв. до н.э., неоассирийский период, Месопотамия, Нимруд. Фигура вырезана в высоком рельефе в ажурной технике, при которой фон отсутствует, что придает ей глубину круглой скульптуры.

Большинство ближневосточных резных фигурок из слоновой кости были обнаружены на древних ассирийских стоянках. Ассирия была царством, расположенным в северной Месопотамии, где протекали реки Тигр и Евфрат. Древнее царство охватывало четыре современные страны: северный Ирак, юго-восточную Турцию, западную Сирию и Иран.

Скульптура человека с сернобыком, обезьяной и леопардовой шкурой, 8 век до н.э., неоассирийский период, Месопотамия, .13,5 х 7,6 см
Скульптура человека с сернобыком, обезьяной и леопардовой шкурой, 8 век до н.э., неоассирийский период, Месопотамия, .13,5 х 7,6 см

Ассирийская империя контролировала обширную территорию, которая простиралась вплоть до Средиземного моря, а ассирийцы имели репутацию великих воинов. Главные города: Ашур(столица), Ниневия и Нимруд.

Неоассирийский период был последней великой эпохой правления ассирийцев. В это время они повторно расширили свою империю и контролировали наибольшее количество земель за всю свою историю. В этот период между 9 и 7 вв. до н. э. были созданы известные нам резные фигурки из слоновой кости. Они были вырезаны из слоновьих бивней, полученных от сирийских слонов, пока те не вымерли где-то между 8 и 7 веками до н.э. Затем слоновая кость импортировалась из Египта и других частей Африки.

Мебельная ажурная табличка с шагающим сфинксом, неоассирийский период,  9–8 вв. до н.э, Сирия, 12,2 × 10,8 × 1,4 см
Мебельная ажурная табличка с шагающим сфинксом, неоассирийский период, 9–8 вв. до н.э, Сирия, 12,2 × 10,8 × 1,4 см

На древнем Ближнем Востоке резьба по слоновой кости была ценной ремесленной отраслью, и вполне вероятно, что в каждом крупном городе были мастерские резьбы, в том числе специализирующиеся на создании предметов роскоши для королевской семьи и элиты. Слоновая кость легко обрабатывается, это органический материал, который не боится времени, поэтому такие древние артефакты достаточно хорошо сохранились. Традиции резьбы по слоновой кости существовали в различных регионах древнего Ближнего Востока, и каждая культура обладала своими собственными отличительными стилями и техниками.

Ажурная мебельная табличка с изображением шагающего сфинкса с головой барана. Неоассирийский период, Месопотамия. 9–8 вв. до н.э., 7,8 x 8 x 0,8 см
Ажурная мебельная табличка с изображением шагающего сфинкса с головой барана. Неоассирийский период, Месопотамия. 9–8 вв. до н.э., 7,8 x 8 x 0,8 см

Подавляющее большинство резьбы по слоновой кости представляли собой небольшие бляшки, которые использовались в элементах отделки мебели, декора стен или использовались в качестве алтарей. Кроме того, этим материалом были украшены личные предметы, такие как декоративные косметические шкатулки и ручки для кинжалов, вееров, зеркал или мухобоек.

Мебельная табличка с рельефным орнаментом. Месопотамия, Нимруд. 8 век до н.э. 10,5 х 11,9 х 1,1 см
Мебельная табличка с рельефным орнаментом. Месопотамия, Нимруд. 8 век до н.э. 10,5 х 11,9 х 1,1 см

Ассирийская резьба

Характерный стиль резьбы ассирийских мастеров — использование силуэтов из тонких пластин слоновой кости. Ассирийская резьба по слоновой кости была фигуративной, то есть с фигурами людей, сильно стилизована и декоративна, также известны барельефы с сюжетными сценами и фризы с животными.

Ажурная мебельная табличка со сфинксом.  9–8 в. до н.э., 22,2 х 11,51 х 1,91 см.
Ажурная мебельная табличка со сфинксом. 9–8 в. до н.э., 22,2 х 11,51 х 1,91 см.

Сирийская резьба по слоновой кости

Для сирийской резьбы по кости характерна горельефная, то есть выпуклая резьба и более круглолицые фигуры с гигантскими глазами. Характерные сюжеты — сцены состязаний, а стиль изображений больше похож на финикийский, чем на египетский. 

Опора для мебели в виде женщины-сфинкса, 13,2 × 4,2 × 4,8 см
Опора для мебели в виде женщины-сфинкса, 13,2 × 4,2 × 4,8 см

Финикийская резьба по слоновой кости

Финикийские мастера больше других преуспели в резьбе по слоновой кости. Они были знатоками декоративных ремесел и специализировались на декоративных предметах. Их резные фигурки продавались на Ближнем Востоке и в Средиземноморье.

Финикийская резьба часто была ярко окрашена. Чаще всего это рельефы с элементами ажура и фигурами людей и животных, иногда с надписями.

Шоры для лошадей с рельефным изображением сидящего сфинкса. На финикийских мастеров сильное влияние оказало египетское искусство. Многие из этих изделий из слоновой кости иллюстрируют египетские темы и мотивы, но в совершенно оригинальных композициях. Изначально они могли быть покрыты сусальным золотом и инкрустированы полудрагоценными камнями или цветным стеклом.

Изысканная конская упряжь, в том числе налобники и шоры, такие как этот, иногда изготавливались из слоновой кости и представлены на ассирийских рельефах. 10,5 × 18,6 × 2 см
Шоры для лошадей с рельефным изображением сидящего сфинкса. На финикийских мастеров сильное влияние оказало египетское искусство. Многие из этих изделий из слоновой кости иллюстрируют египетские темы и мотивы, но в совершенно оригинальных композициях. Изначально они могли быть покрыты сусальным золотом и инкрустированы полудрагоценными камнями или цветным стеклом. Изысканная конская упряжь, в том числе налобники и шоры, такие как этот, иногда изготавливались из слоновой кости и представлены на ассирийских рельефах. 10,5 × 18,6 × 2 см
Это произведение было классифицировано как финикийское из-за элегантного стиля резьбы и египетского стиля изображений. Сфинксы с головой барана часто изображались в долине Нила в течение Третьего промежуточного периода — времени, которое совпало с присутствием финикийцев в Леванте. В то время как львиные задние конечности соответствуют каноническим изображениям сфинксов, передние ноги этих существ принимают форму человеческих рук с раскрытыми ладонями, что демонстрирует, как финикийские мастера творчески преобразовывали изображения, заимствованные ими из египетского искусства. 4,7 х 15,2 х 0,7 см. Судя по отверстиям, в глаза сфинксов могои быть вставлены драгоценные камни.
Это произведение было классифицировано как финикийское из-за элегантного стиля резьбы и египетского стиля изображений. Сфинксы с головой барана часто изображались в долине Нила в течение Третьего промежуточного периода — времени, которое совпало с присутствием финикийцев в Леванте. В то время как львиные задние конечности соответствуют каноническим изображениям сфинксов, передние ноги этих существ принимают форму человеческих рук с раскрытыми ладонями, что демонстрирует, как финикийские мастера творчески преобразовывали изображения, заимствованные ими из египетского искусства. 4,7 х 15,2 х 0,7 см. Судя по отверстиям, в глаза сфинксов могои быть вставлены драгоценные камни.

Хотя традиции резьбы по слоновой кости различались по стилю и технике, все региональные мастера по слоновой кости в той или иной степени находились под влиянием друг друга и часто изображали схожие мотивы. Резьба по слоновой кости во всех традициях обычно была цветной или позолоченной, некоторые предметы были инкрустированы драгоценными камнями или цветным стеклом.

Резьба по кости из Нимруда

Из всех древних ассирийских поселений самое большое количество резных фигурок из слоновой кости было обнаружено в Калху (современный Нимруд) в Ираке. Многие из этих артефактов были обнаружены в королевских постройках во дворце короля Ашурнасирапала II. Слоновая кость была найдена в жилых помещениях и кладовых, на дне дворцовых колодцев. В некоторых случаях слоновая кость была найдена сложенной в кладовых, предназначенных для сжигания, в то время как многие изделия были найдены уже сожженными и сломанными. Мародеры уже сняли со многих резных изделий драгоценные камни или позолоту, которые они считали более ценными, чем саму кость. Часто по этой причине резная кость остается более сохранной, чем изделия из металлов, которые можно переплавить.

Ажурная мебельная табличка с изображением коровы, кормящей теленка. 4,39 х 8,1 х 1,5 см.  9–8 века до н.э. Месопотамия, Нимруд
Ажурная мебельная табличка с изображением коровы, кормящей теленка. 4,39 х 8,1 х 1,5 см. 9–8 века до н.э. Месопотамия, Нимруд

Ближневосточная резьба по слоновой кости сегодня

Несколько коллекций ближневосточной резьбы по слоновой кости находятся в различных учреждениях по всему миру. Самая большая коллекция находится в Британском музее, где хранится более 6000 изделий из слоновой кости. Другие крупные коллекции слоновой кости включают Музей Сулеймании в Курдистане (Ирак), Метрополитен-музей в Нью-Йорке (США), Бирмингемский музей и галерею в Англии.

В последние годы Исламское государство (запрещено на территории РФ) уничтожило большое количество ближневосточной резьбы по слоновой кости вместе с другими ценными артефактами в попытке стереть историю и память о древних культурах коренных жителей Ирака. Эти бесценные изделия из слоновой кости древнего Ближнего Востока не только отражают замечательную историю и культуру древности. Они вызывают у нас чувство восхищения и признательности за вид искусства, который исчезает в современном мире.

По материалам Музея Метрополитан.

©Татьяна Артюхова

Мы профессиональные скульпторы, работаем с бивнем мамонта и ценными породами дерева. На нашем канале мы публикуем статьи о резьбе по кости, видео из нашей мастерской о том, как мы режем, обзоры наших выставок и новых работ.

Также вы можете подписаться на наш канал в Telegram, где мы публикуем только наши новые актуальные скульптуры:

Артюховы Даниил и Татьяна