Глава 11
Зачем СССР покупал нефтеналивные танкеры в Болгарии? Ведь у советской страны была и собственная – мощнейшая в мире – судостроительная промышленность. Доказательство простое: атомные ледоколы только здесь и строили. Что уж говорить про корабли всех остальных возможных типов. Если выстроить все суда, которые бороздили океаны, моря, озёра и реки огромной советской страны, получилась бы такая громадина, которую, чтобы сфотографировать целиком, пришлось спутник в космос запускать.
Но даже несмотря на такое изобилие, СССР продолжал размещать заказы на верфях стран «социалистического лагеря». Болгарии – особенно, поскольку доставлять корабли было просто – через порты на Черном море. А кроме того, причина главная была известна: Советский Союз тем самым поддерживал судостроительную промышленность государств-сателлитов. Ведь платить-то им приходилось не в рублях, а в долларах, и это здорово помогало целым отраслям той же Болгарии.
Вот почему регулярно через Черное море в советскую страну поступали новенькие танкеры, построенные руками болгарских корабелов. Капитан Владимир Константинович не задумывался, почему да отчего. Ему было гораздо интереснее водить эти красивые корабли по океанам, рекам да морям, чем рассуждать о геополитике. Он вообще был человеком простым в этом плане. Если государство так решило, значит, так должно быть. А рассуждать, сидя на своих кухоньках, могут, считал он, лишь бездельники. Те самые, кстати, которых нынче принято называть «диванными экспертами».
Поскольку Парфёнов был самый авторитетный капитан во всем пароходстве, именно ему и доверили однажды в самом начале 1980-х годов принять в Болгарии и провести в СССР нефтеналивной танкер – новенькую «Волгонефть». Отправился Владимир Константинович в дружественную страну в сопровождении двух человек, которых отобрал для формирования костяка команды – старпома и стармеха, с которыми раньше проработал много лет на других кораблях.
Вместе с ними, естественно, отправился и ещё один человек, которого звали по имени и отчеству, да я позабыла, как именно, а дедушка и сам не хотел особенно о нем говорить. Потому как тип этот серой наружности представлял КГБ. В те годы любая советская делегация, отправлявшаяся за рубеж (неважно, в социалистическую страну или «загнивающего капитализма») обязательно получала «в довесок» такого вот гражданина. Сопровождающего, – так их называли. Они следили за тем, чтобы советские граждане за границей твердо блюли «облико морале», а заодно не удрали за кордон, пожелав стать политическими беженцами.
Конечно, Владимир Константинович никогда не помышлял о подобном. Он был патриотом своей страны. Настоящим, а не на словах. Искренне верил в то, что СССР строит социализм, и хотя никогда не вступал в КПСС, но и ни разу не критиковал никого. Считал: надо трудиться, а языками пусть другие болтают. Его дело – водить танкер, и чтобы всё было по закону.
Потому сопровождающий откровенно скучал и потихоньку употреблял из фляжечки. Ему в этом, понятное дело, никто не мешал. Пусть себе человек наслаждается горячительным. Лишь бы не мешал никому. А тот и не путался под ногами. Ходил, смотрел, ни во что не вмешивался. Да и зачем? Все процедуры давно были отработаны.
Прибыли они в Болгарию, в город Русе, где находился судостроительный завод «Иван Димитров», разместились в гостинице. Получение корабля, плюс ожидание прибытия членов советской команды – дело не одного дня, потому свободное время советские флотоводцы тратили на осмотр местных достопримечательностей, успели даже на Золотых песках всласть позагорать, а также отведать местного пива, которое по сравнению с советским было... лучше, мягко говоря.
Больше всего, однако, поразили капитана Парфёнова и его товарищей особенности болгарского языка. Например, позабавили ударения: академИк, морЕ, маслО, кИно, вИно. «Не пипай, опасно за живота!» означает «Не влезай – убьет!». Дядо Мраз – Дед Мороз. И вообще: стол – это стул, направо – это прямо, пушка – это винтовка или ружьё, диня – это арбуз и так далее. Словом, позабавились мужчины на славу, записывая особенно витиеватые выражения, чтобы потом в анекдоты дома вставлять. Такой, например: если длинноногая сексуальная официантка предложит вам сделать пържени яйца на очи – не отказывайтесь! Это всего лишь яичница-глазунья.
Мужчины позабавились, конечно. Однако о деле не забывали – не тот был Константиныч человек, чтобы просто так прокатиться в Болгарию. Потому и судно они осматривали, проверяли, оценивали по-настоящему, вместе со всеми полагающимися документами. И никаких поблажек корабелам не было. Если находили недоделку, тут же сообщали о ней с требованием немедленно исправить, а не то… да болгары и сами понимали: каждый танкер – это большая прибыль для их предприятия. Капиталисты «Волготанкеры» себе не заказывали – у них объемы не те, да там и конкуренция куда круче – с японцами, американцами и прочими, кто давно строит нефтеналивные танкеры, притом громадные.
Когда документы были оформлены и предстояло отправиться в обратный путь, капитан с коллегами пришел в местный ресторан – отметить важное событие. На следующий день предстояла торжественная церемония крещения нового судна. Ну, а пока появилось время, чтобы культурно отдохнуть. Для этого выбрали одно из лучших заведений Софии и пришли туда красивые, нарядные, в своей шикарной белоснежной форме. Так Владимир Константинович приказал: мол, все пусть видят, как выглядят и умеют отдыхать советские речники!