Найти тему

Почему копирайтинг - не художественная литература

Многие приходят в копирайтинг после пробы пера в прозе. Но вот вы решили сделать рекламные тексты на заказ и... получили их назад с массой правок, перечеркнутых абзацев и удаленных фраз, которые вам казались наиболее красивыми. Общий вердикт заказчика: нам это не подходит. Что пошло не так? Ведь в прозе-то у вас неплохо получается, есть свой стиль, ошибок немного и читатели хвалят.

Рекламные тексты не пишут, их делают

Начиная заниматься копирайтингом, нужно изначально настроить себя на то, что вы будете работать с рекламными текстами. К художественным они практически не имеют отношения. Поэтому ваш запас ярких эпитетов, выгодных сравнений, художественных приемов, которые вы использовали в прозе, вам не пригодится. Более того, с художественностью придется вообще распрощаться.

Придется смириться с тем, что вы будете не писать тексты, как художественную прозу, а делать их. Зачастую - собирать, как на конвейере. Это во многом сугубо техническая работа.

Вот типичное начало рекламного текста, написанное человеком, который недавно пришел в копирайтинг после многолетних занятий художественной прозой. Это мой текст, написанный много лет назад.

Духовые шкафы стали неотъемлемой частью современной кухни. Благодаря этой технике хозяйки получили возможность быстро и качественно готовить самые разнообразные блюда. Однако выбор духового шкафа – не такая простая вещь, как может показаться. И в этом деле лучше положиться на профессионалов компании *****

Весь этот массив текста о том, что вода мокрая, а небо голубое, можно свести к фразе: "Профессионалы компании *** помогут вам онлайн подобрать духовой шкаф для кухни".

-2

То, что в прозе - красивое, то в копирайтинге - "вода"

Стилистика рекламных текстов тоже имеет мало общего с художественной. Она максимально близка к деловому стилю. Помните, вы проходили такой в школе и, возможно, изучали в вузе? Художественные приемы здесь не уместны. Приветствуются доказательные факты, сухое изложение, в котором не должно быть ничего лишнего, что не касается предмета вашего описания.

Давайте возьмем классический художественный текст - начало "Станционного смотрителя" и посмотрим, как он мог бы выглядеть, будь он сделан в рекламном стиле.

-3

Станционные смотрители терпят притеснения, грубости и дискомфорт, так как:

  • относятся к низшему 14 классу;
  • ограничены в свободном времени;
  • посетители вымещают на них досаду из-за плохой дороги;
  • на станциях недостаток лошадей.

При этом у смотрителей есть 5 преимуществ перед другими чиновниками:

  1. они мирные;
  2. услужливые,
  3. склонные к общежитию,
  4. скромные
  5. не стремятся к богатству.

Как видите, мы максимально сухо изложили суть, избавившись от любых художественных оборотов просто потому, что заказчик текста не станет вам за них платить, а попросту вычеркнет. Эти излишки и различные "красивости" называются "водой".

Но всегда ли рекламный текст - это сухое изложение без художественных приемов? Разумеется, нет. О том, когда эти приемы уместны, читайте в наших следующих постах.