("Бостонский душитель", Boston Strangler, 2022, США)
Это в своём главном режиссерском амплуа дедушка Ридли Скотт уже не 100% торт - ну старенький он, понимаем и прощаем, чо! - однако, как продюсер, покамест чуйку не утратил. Что вновь доказывает вложением своих честно нажитых капиталов в этот мрачно-симпатичный триллер Мэтта Раскина (не спрашивайте, кто он такой - сам не в курсе).
Что похвально: искать себе легких путей режиссер/сценарист Раскин не стал. И отказался выдумывать от балды сюжет про какого-нибудь маньяка вкупе с такими же выдуманными охотниками на него.
Нет, вместо этого Мэтт взял лопату и начал копать историю отечественного криминала. Благо, в ее толще за века скопилась уйма интереснейших фактов-артефактов, достойных того, чтобы извлечь их оттуда на всеобщее обозрение. Причем делать это можно не однажды и не дважды, а всякий раз, как над ними вновь образуется слой народного забвения толщиной в лопатный штык.
Бесчинства так называемого Бостонского Душителя, лютовавшего с 1962 по 1964 годы, в прошлом уже экранизировались. Так же, как его личность упоминалась в других криминальных сюжетах. Да только кто их сегодня помнит, те фильмы и сериалы, без заглядывания в недра Интернета?
Вот и Раскин, рассудив так же, предлагает нам опять сдуть пыль с его находки и изучить ее ещё разок. Только не с традиционного "полицейского" ракурса, а с более оригинального - детективно-журналистского.
Вышло и впрямь свежо́ и небезынтересно.
Особенно - вкупе с неожиданным появлением Киры Найтли, отсутствовавшей на большом экране три последних года. И вернувшейся в "Бостонском душителе" в редкой для себя роли хладнокровной, рассудительной и целеустремленной главгероини. В отличие от привычных нам, её образов взбалмошных красоток, высокочувствительных неврастеничек и иных девушек "анна-карениного" поведения.
34-летняя репортерша Лоретта Маклафлин (Найтли) - тоже реально живший и вошедший в историю американской журналистики персонаж. Правда, на начало фильма - 1962 год, - Лоретта трудится у себя в газете "Бостон Рекорд" редакционной пешкой, строча обзоры новинок бытовой техники и т. п. "хай-тека". Вот только душевного покоя ей это, увы, не приносит. Ибо её амбициозная душа отчаянно требует Большого Журналистского Успеха, а ее добрый, но не чуткий босс заставляет миссис Маклафлин страдать на работе всякой фигнёй.
Ничего не изменилось бы в бледносерой лореттиной жизни, кабы она не взяла строительство своего пути к успеху в свои же интеллигентные ручки. И, занявшись изучением трех недавних убийств старушек, быстро обнаружила в них систематичность, указывающую на почерк одного убийцы. После чего уговорила-таки босса опубликовать об этом свою статью...
...И тут-то выяснилось, что своей на вид простой женской логикой, Лоретта опередила логику аж всей бостонской полиции. Которая всё еще не додумалась до столь элементарного вывода, какой сделала в своей статье Маклафлин. Поэтому обиженные копы устроили газете выволочку, заявив, что "вы всё врете", ну а босс, ясен гад, перевел стрелки на Лоретту. И с позором вернул ее назад, к "мелочевке" - её нелюбимой бытовой технике.
Однако, вот ведь досада - маньяку полицейские "обидки" на газетчицу были по барабану. И он не угомонился, продолжив убивать старушек в своем излюбленном "асфиксийном" стиле. Доказавшем уже не только копам, но и всему Бостону: Лоретта была права, а все прочие обижавшие ее мужики - сволочи.
Что ж, пришлось "сволочам", скрипя зубами, возвращать настырную репортершу в разрытую ей "тему" (просить официального пардона у женщин в ту пору было западло, даже в случае их правоты). Где Лоретта вновь раскочегарила своё чутьё не на шутку, ну и...
...Короче говоря, скучно зрителям не будет, а будет очень даже интересно и познавательно.
***
В общем, еще один чертовски хороший образец того, как надо делать кино "на основе реальных событий".
В "Бостонском душителе" "сухая документалистика" грамотно переработана в захватывающую и закрученную художественную историю. Вдвойне интригующую, если вы не знакомы с хронологией охоты на Бостонского Душителя, что для большинства из вас, полагаю, так и есть. Разве что фильм разочарует тех, кто любит яркие краски и солнечную погоду. Да, этого Раскин сознательно избегает, чтобы усугубить мрачность своего триллера. А также нависшую над Лореттой опасность самой пополнить список маньяка, хотя она еще далеко не старушка, а очаровательная миссис кира-найтлиевой наружности.
Иными словами, всем поклонникам серьезной триллеристики и Киры Найтли просмотр "Бостонского душителя" прописан обязательным рецептом.
Всем остальным зрителям - сугубо по настроению. Либо по желанию расширить свой кругозор об Америке 60-х, чьи декорации "нарисованы" Раскином пусть скромно, но довольно стильно.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):