Найти тему

Как предотвратить травлю особенного ребёнка. История Саши глазами учителя

Источник pexels.com
Источник pexels.com

Друзья, на канале недавно вышла история про особенного мальчика и его опыт интеграции в обычной школы глазами мам. Как обещала, представляю историю Саши, которого смогла разглядеть учитель начальной школы, Александра Ивановна. Я лично готова кланяться ей до земли за это большое дело, за 4 года ежедневной работы с мальчиком там, где очень многие не стали бы, за то, что она продолжает быть для Саши ангелом-хранителем в школе.

Мне дали первый класс, в котором оказался мальчик с особенностями. Его зовут Саша. Он весь подёргивался, и у него были вокализмы (стереотипные навязчивые звуки, голосовые тики). Звуки были громкие и неожиданные. К тому же Саша очень много говорил, спорил, мог даже матом что-то сказать. Это со стороны можно было воспринять, как невоспитанность. Но я очень глубоко изучила семью. Видела, что семья очень воспитанная, что маме каждый раз неудобно. Уже позже я поняла, что это не невоспитанность. Саша и правда было много в речи, но таким образом он, похоже, пытался заговорить свои вокализмы, сделать их менее заметными, а в итоге весь был ещё более заметен. Первое время было непросто. Уставала я, уставали дети. При этом никакого диагноза ему не ставили. Мама честно ходила по неврологам, психологам, психиатрам, семья обошла много специалистов, денег потрачено немало, диагноза не было. Я подумала, а куда им деться? Никакой специальной школы для Саши нет. Никакого специального класса тоже нет. Кому-то всё равно нужно с ним работать. Почему бы не мне? К тому же я уверена, что дети должны учиться взаимодействовать с разными людьми, принимать любую инаковость. Это учит эмпатии, поддержке, взаимовыручке. Да и дети многое брали от самого Саши, они заслушивались тем, как он формулировал мысли, например. Они знали, что у него очень развит интеллект и были рады делегировать ему участие в олимпиадах.

Мы с мамой сотрудничали с самого первого дня. Надо отдать должное маме, не всегда родители детей с особенностями находят общий язык со школой. Мама Саши была готова на всё. Я сразу пригласила её бывать на уроках. Она приходила. Мы вместе смотрели, как мальчик себя ведёт, как выделяется, как реагируют дети, насколько им тяжело.

Я сразу начала на опережение работать с классом. Готовила детей. Рассказывала им о том, что все мы разные. Мы смотрели фильм про мальчика с синдромом Туретта, он немного похож на Сашу. Мы с классом обсуждали, что мальчик чувствовал, как таким людям можно помочь. Это было очень ценно. Кстати, у нас было ещё два ребёнка с тиками, но не голосовыми. С детьми проблем вообще не возникло. Дети мне даже помогали. Например, я заметила у себя слабое место, я непроизвольно вступала с Сашей в затяжной диалог, так как он много говорил и спорил. Мы договорились с детьми, что, когда я втягиваюсь, дети дают мне знак руками. Они это делали. Я сразу прекращала. Порой дети сами заступались за Сашу. Как-то он пошалил, залез в короб и закрыл вентиль раковины в классе. Вызвали завхоза. Я детей постоянно готовила к тому, что Саше потребуется защита в пятом классе, меня ведь там не будет. Пришла завхоз, которая начала ругать Сашу, хотела вызвать родителей. Весь класс вышел, сначала один, второй, потом гуськом вышел весь класс, окружили завхоза, просили не вызывать родителей, ручались, что Саша больше так не будет.

Источник pinterest
Источник pinterest

С первого же дня мы с мамой пытались вытянуть Сашу за счёт его достоинств, я говорила об этом с классом. Не только о его достоинствах. У меня в целом во всех классах такая культура, мы ищем таланты и достоинства каждого. А у Саши их было достаточно. Он очень умный, много читал, уже в первом классе читал «Гарри Поттера» и другие серьёзные книги. У него была феноменальная двойная память. Например, он мог сидеть на уроке литературы и читать сложные для других детей книги. Казалось бы, не слушал. Но стоило его спросить о том, что мы только что обсуждали с детьми, ему было достаточно пары секунд, он выдавал качественный, развёрнутый ответ. Дети всегда удивлялись и отмечали это. Он словно записывал на подкорку. То же самое было на всех уроках. Часто, когда мы в классе решали, кого отправить на олимпиаду, дети сами выбирали Сашу. Он побеждал на школьном уровне и на уровне района. Кроме того, Саша очень творческий парень, несмотря на сложности с дикцией, у него есть актёрские данные. Позже классе в третьем ему было назначено лечение, после которого он стал сильно спокойнее, но как будто заторможеннее, и эта феноменальная двойная память стала пропадать.

Не могу сказать, что детям было с ним просто. Саша очень открытый, рубаха-парень, очень простой, наивный ребёнок, верил в дружбу, в лучшее во всём мире. Сам тянулся к детям. При этом непосредственный, раскрепощённый, ещё и много говорит. Некоторые дети пугались этого. А сам Саша с первого дня очень хотел дружить, искал друга. Могу сказать, что если и были с какими-то детьми сложности, то в основном с теми, кого подначивали родители.

В классе был мальчик, чья мама работает в нашей школе. Назовём её Ольга Николаевна. Она организовала настоящую травлю Саши. Первый инцидент случился в первом классе. У Ольги Николаевны был всегда доступ к классу, она каждый день сама провожала сына до класса, забирала из класса, каждый день заходила в класс, заходила в продлёнку, где был Саша. Что характерно, её сын тоже был с тиками, он сильно моргал. Ольге Николаевне не нравился Саша, ей казалось, что он мешает, она его боялась. Она постоянно говорила об этом с другими родителями. Масла в огонь подливала воспитатель группы продлённого дня. Она многое рассказывала родителям. К тому же сам Саша за счёт своей громкости пугал родителей. Он был совершенно незлой, не агрессивный, но, если его не знать, да ещё наслушаться нелестных высказываний о нём, может сложиться неверное представление.

Источник pinterest
Источник pinterest

Как-то у детей был урок английского. Учителя в классе не было. Один мальчик, назовём его Коля, сел на место Саши, который сказал, что это его место. Тот в ответ огрызнулся, они друг друга потолкали и тут же разошлись. Но это увидела Ольга Николаевна, которая, повторюсь, постоянно приходила в класс. Маме Коли она тут же рассказала, что Колю чуть не убили. Дальше мы приглашали Колю и Сашу, обеих мам. Всё выяснили, никто не остался в обиде. Но слух по классу разнёсся. Родители напряглись. И в конце первого класса, в мае, за моей спиной родители пошли к администрации школы, просить, чтобы Сашу убрали из класса. Кроме того, родители начали настраивать детей против него. Ольга Николаевна всех пугала, что Саша агрессивный, родители приходили ко мне, просили заручиться, дать гарантии, что он не обидит их детей, не нападёт. Мама Коли, которая изначально вроде бы все обсудила внутри школы, сказала ребёнку, чтобы он к Саше не подходил. Тогда не было никакой возможности организовать родительское собрание. Я написала в родительский чат вот такое сообщение:

«Хочу подвести итоги воспитательной работы за год! Детский коллектив формируется! Все ребята замечательные, отзывчивые, с некоторыми ведётся индивидуальная работа! Я учу детей быть добрыми, оказывать взаимоподдержку, взаимопомощь, быть толерантными. Понимать, что каждый из ребят член одной команды. Каждый из них может оказаться в разных ситуациях на своём жизненном пути, и я, считаю, что дети должны быть готовы взаимодействовать с любыми людьми в разных условиях. Прошу вас, уважаемые родители, помогать мне вне школы, тоже вести работу по формированию дружного коллектива!»

Во втором классе я заболела. В моё отсутствие Саша что-то не поделил с одноклассником, назовём его Кириллом. Они подрались в коридоре, из кабинета вышла учительница соседнего класса, остановила потасовку. Причём мне она рассказала, что они оба были без претензий, сказали, что они просто боролись. Даже пожали друг другу руки и пошли на урок. Ольга Николаевна опять оказалась рядом. Она тут же позвонила маме Кирилла, сказала, что на ее глазах Саша хотел убить Кирилла, душил его, Кирилл хрипит и что надо вызывать скорую. Представляете, в каком состоянии была мама Кирилла. И я при этом на больничном, разбираться пришлось со всеми по телефону. Но все уладили быстро, мама Кирилла приехала и поняла, что всё совершенно не так. Дальше проблем не возникло, Кирилл и мама не имели никаких претензий. Но слух опять успел разойтисьпо классу.

Ольга Николаевна пошла по всем учителям, кто работает с детьми кроме меня. Не с вопросами про своего сына, а про Сашу. Дальше она организовала сбор подписей за то, чтобы Сашу убрать из класса. Я собрала собрание и чётко сказала, что мы не будем расставаться с Сашей, и что я не позволю делать из него монстра. В итоге Ольга Николаевна перевела своего сына в другой класс. Самое страшное, что каждый раз, когда начиналась такая негативная волна, это, видимо, отражалось на маме Саши, его навязчивые движения и вокализмы усиливались, общая тревожность нарастала. Он даже не мог спать.

После ухода из нашего класса Ольги Николаевны всё успокоилось. Ещё была пара родителей, которые просили у меня гарантий, что Саша ни на кого не нападёт, которые не разрешали детям подходить к мальчику, но в четвёртом классе в итоге всё равно все дети спокойно к нему подходили, играли и вместе сидели на уроках. Также администрация серьёзно поговорила с воспитателем продлённого дня. И сам Саша стал более спокоен, хотя вокализмы никуда не делись, у нас так и было на уроках шумно. Я очень благодарна детям. Они сами волонтерили, говорили: «Давайте сегодня я с Сашей буду сидеть». Когда уставали, говорили: «Всё, я устал, давайте теперь кто-то другой посидит с Сашей».

Источник pinterest
Источник pinterest

Сейчас Саша в пятом классе, и ему сложно. Мне пришлось обойти всех учителей средней школы, поговорить с каждым. Практически все меня услышали, кроме двоих. Учитель биологии, которая сделала свой вывод, что Саша просто не воспитан, что «всё идёт из семьи», и она его решила перевоспитать его давлением и прессингом. Конечно, пока ей не удалось. Прекратила она гнобить Сашу после того, как на день открытых дверей пришли папа и мама Саши. И, конечно, биолог увидела, что ничего там из семьи не идёт. Знаю от мамы, что в конце последней четверти она даже написала ей так: «Добрый день, Саша изменился, старается,я очень этому рада) 🌿🌿🌿с учетом оценок из лагеря, выставила «5», хорошего дня🌺🌺🌺». Надо отдать должное, учителя принимают Сашу не только из-за меня, за него заступаются дети.

Самое печальное, что Сашу не приняла классная, она же учительница по математике. Она не нашла подхода к Саше и не захотела его искать. Она заваливает мальчика двойками, он всегда хорошо понимал математику, но она пытается вывести низкие отметки за счёт отметок за поведение и грязь в тетрадях. Недавно Саша съездил в «Орленок», привёз оттуда кучу пятёрок. Все учителя перенесли эти отметки в журнал, а учительница математики не согласилась. Однажды Саша забыл в раздевалке какой-то дорогой маскарадный костюм, он же артист, как я упоминала. Он отпросился с математики сбегать за ним. Учительница не пустила. Он отпросился ещё и ещё. На третий раз просто взял и пошёл без спроса. Она не позволила вернуться на урок. Саша со своей непосредственностью просто лёг под дверью с той стороны и всё равно писал в тетрадь, сказав: «Я же должен знать, что вы проходите». Маме Саши и самому мальчику до сих пор нужна поддержка.

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.